Заместитель председателя контрольно-счётной палаты (КСП) Иркутской области Константин Янцер на заседании комиссии по контрольной деятельности 16 мая заявил о рисках возврата 100% акций аэропорта Иркутска в собственность Российской Федерации из-за отставания сроков реализации прогнозного плана по развитию авиаузла.
Янцер пояснил, что в соответствии с соглашением между Минтрансом РФ, Росавиацией и правительством региона, область должна привлечь инвестиции на условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП) для строительства нового аэропорта. Для этого определён прогнозный план, он состоит из девяти этапов. Основных - четыре. Это четвёртый этап, по которому в ноябре 2015 года должна была начаться разработка предпроектной документации. Начало реализации седьмого этапа назначено на март 2016 года - тогда власти должны были принять решение о строительстве нового аэропорта на условиях ГЧП. На восьмом этапе нужно было провести конкурс на право заключения соглашения, выбрать победителя и начать строительство нового авиаузла. Старт этапа назначен на август 2016 года. На девятом этапе - в апреле 2021 года - планировалось ввести новый аэропорт в эксплуатацию.
По словам эксперта, сейчас правительство региона приступило к реализации лишь четвёртого этапа, что «свидетельствует о значительном отставании от сроков, определённых в приложении к соглашению».
«Несмотря на то, что в самом соглашении не определена ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств, мы считаем возможным предположить, что в случае расторжения соглашения по инициативе одной из сторон, потребуется обратная передача 100% акций аэропорта Иркутска из областной собственности в федеральную», - заметил Янцер.
Международный аэропорт Иркутска, который входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока, был передан из федеральной в областную собственность в апреле 2015 года по инициативе прошлого губернатора Сергея Ерощенко. Сейчас 100% собственности объекта находятся в министерстве имущественных отношений региона.
За право управления аэропортом борются компании «Новапорт» бизнесмена Роман Троценко, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и структура Виктора Вексельберга «Аэропорты региона». Председатель правительства региона Александр Битаров в январе 2017 года заявил, что власти ведут переговоры с «Новапортом» о выделении 20 миллиардов рублей на развитие объекта. Губернатор Приангарья Сергей Левченко неоднократно подчёркивал, что аэропорт будет сохранён в собственности области.
В марте на сессии заксобрания региона Левченко сообщил, что конкурс на строительство нового аэропорта Иркутска будет объявлен в 2017 году. Дочерняя компания корпорации Троценко «AEON» (в которую входит «Новапорт») «Новапорт Иркутск» и Корпорация развития Иркутской области (100% акций принадлежит минимущества региона) учредили проектную компанию – «ИркутскАэроинвест». По словам зампреда правительства Руслана Болотова, она восстановит проектную документацию для выбора площадки под новый аэропорт. Кроме того, компания подготовит конкурсную документацию по строительству аэровокзального комплекса, взлётно-посадочной полосы и плана по восстановлению местных аэропортов.