Татарская авиакомпания «ВИМ-Авиа», с апреля 2017 года владеющая 100% акций международного аэропорта города Братска Иркутской области (ПАО «АэроБратск») отменила чартерные перевозки и намерена ввести внешнее антикризисное управление, сообщается 26 сентября в группе авиакомпании в соцсети «ВКонтакте».
Внешнее управление – это процедура в деле о банкротстве. Её целью является финансовое оздоровление предприятия, восстановление его платёжеспособности. С момента введения внешнего управления руководитель компании-должника отстраняется от должности, управление делами передаётся внешнему управляющему. Также вводится отсрочка на выплату долгов кредиторов. Срок, на который вводится внешнее управление, составляет 18 месяцев, может быть продлён не более чем на 6 месяцев.
«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжёлая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров. Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли. И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления», - поясняется в сообщении.
До апреля 2017 года совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев входил в совет директоров авиапредприятия «АэроБратск». С 5 апреля авиакомпания приобрела у московского «Технополиса» 55,08 миллиона акций, или 100% уставного капитала, с июня Мурсекаев является председателем совета директоров братского предприятия. Как следует из годового отчёта «АэроБратска», в конце 2016 года «ВИМ-Авиа» выступила поручителем перед банком «Зенит» при выделении кредита в 3,9 миллиарда рублей, срок погашения – до 31 декабря 2020 года. С 1 июля 2016-го аэропорт отказался от круглосуточной работы, введя регламент на приём и выпуск воздушных судов. По данным, содержащимся в отчёте, это позволило сократить текущие расходы по электроэнергии, транспортным расходам, повышенной оплате труда за работу в ночное время и страховым взносам. В 2016-м «АэроБратск» получил чистую прибыль в 75,5 миллиона рублей против убытка в 29,7 миллиона в 2015-м.
Из-за финансовых проблем «ВИМ-Авиа» полностью прекратила чартерные перевозки к местам отдыха. С 25 по 26 сентября компания задержала более 20 рейсов в аэропорту «Домодедово» Москвы, часть из них – отменена, в частности, рейс в Иркутск. По данным газеты «Коммерсант», Росавиация пообещала, что к вывозу около 80 тысяч пассажиров компании подключатся другие перевозчики, помощь «ВИМ-Авиа» могут оказать из резервного фонда агентства, но имеющихся там 50 миллионов рублей не хватит, а других источников средств пока нет. В Российском союзе туриндустрии заявили, что свободных самолётов для вывоза пострадавших туристов нет.
Ситуацией с задержкой рейсов авиакомпании заинтересовался Следственный комитет РФ, возбудивший уголовное дело по факту хищения денежных средств на 1 миллион рублей. Генпрокуратура РФ заявила о бездействии Росавиации в отношении нарушений авиакомпании. По мнению ведомства, с января по август 2017 года с задержкой свыше 2 часов выполнено около 12% рейсов, при этом 209 рейсов задержано более чем на 6 часов. Также систематически нарушается режим труда и отдыха членов экипажей самолётов и регулярно возникает задолженность по зарплате. Росавиация до конца недели проводёт внеплановую проверку.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» создана в 2002 году. Выполняет регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Москвы и региональных российских центров в города России, Европы, Азии и Северной Африки. Базируется в московском аэропорту «Домодедово». Владельцами 100% долей авиакомпании являются Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана Мурсекаева.
По данным «Коммерсанта», «ВИМ-Авиа» занимает 10-е место по пассажиропотоку (с января по август увеличила перевозки на 31,4%, до 1,8 миллиона человек). В парке 26 самолётов, из которых летают 20. По данным СПАРК, выручка компании в 2016 году составила 17,1 миллиарда рублей, чистая прибыль — 89 миллионов рублей. Объём займов и кредитов на конец 2016 года — 5,8 миллиарда рублей, кредиторская задолженность — 3,1 миллиарда. В залоге у банков «Зенит», «Абсолют», «Образование» и прочих кредиторов 20 авиадвигателей и пять вспомогательных установок.