Экономика Обустраиваем дачу подробности Семена подорожали на четверть, инвентарь — на треть: быть дачником в России стало еще дороже

Семена подорожали на четверть, инвентарь — на треть: быть дачником в России стало еще дороже

Но на обязательных покупках можно сэкономить

Некоторые семена за год прибавили в цене 25%
Источник:

Спрос на товары для сада и огорода, по данным ритейлеров, этой весной увеличился втрое по сравнению с прошлым годом. Готовясь к дачному сезону, садоводы и огородники больше всего скупают семена, саженцы и рассаду, оборудование для полива, предметы для ландшафта и садовый декор. Цены тоже на месте не стоят — выращивать урожай с каждым годом становится всё дороже. Разбираемся, насколько выросли в цене сады к этому году и почему.

Как вырос спрос на инвентарь?


Эксперты оператора фискальных данных «Такском» проанализировали спрос на садовый инвентарь за последние три года. По их данным, по объему продаж самыми популярными садовыми товарами в 2022 году оказались топор, коса и шланг. А по информации онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру», наиболее востребованными стали садовые тачки, теплицы с парниками, газонокосилки и мотоблоки. А вот спрос на тяпки, секаторы, лопаты, сучкорезы и другой инвентарь заметно снизился — до 38% (больше всего просели в продажах сучкорезы).

— Когда в стране получается ситуация, связанная с дефолтом, с инфляцией — всегда вырастают продажи семян, растений и, естественно, оборудования, — говорит главный садовод России Андрей Туманов. — Но оборудования — во вторую очередь. Потому что оборудование — не ежегодно закупаемые вещи. Те же лопаты есть у всех. Всё это не привязано к какому-то году и каким-то событиям.

Андрей Туманов — председатель общероссийской организации «Садоводы России», председатель Совета Московского союза садоводов, автор многочисленных книг по садоводству, главный редактор газеты «Ваши 6 соток», член общественного совета «Росреестра» РФ.

Как изменились цены?


Падение продаж по нескольким категориям товаров еще не означает, что они будут падать в цене. Наоборот — нет ни одной позиции, которая подешевела за последний год.

Как за год вырос в цене садовый инвентарь
Источник:

Самыми дорогими этой весной стали тачки, самыми доступными — топоры.

Сколько стоит садовый инвентарь в 2022 году
Источник:

Эксперты говорят, что одна из причин подорожания инвентаря (даже в условиях падающего спроса) — психологическая инфляция.

— Даже производители, у которых хорошая рентабельность, нормально всё с производством, и им не надо повышать цены — они всё равно их повышают, — говорит экономист Георгий Остапкович. — Потому что предприниматель вместе с сыном пойдет в больницу, а там удаление зуба на 500 рублей дороже. Пойдет покупать автомобиль, а цена вместо 700 тысяч 1,2 миллиона стала. Пойдет в продовольственный магазин, а там средний чек увеличился на 20–30%. И он тогда говорит: а чего же я свои шланги продаю по каким-то старым ценам? И он повышает, даже если ему не надо. Это действует психологическая инфляция.

Георгий Остапкович — директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Председатель общероссийской организации «Садоводы России» Андрей Туманов по большому счету не считает, что цены на оборудование подстегнули события в России и общая геополитическая ситуация. По его словам, оборудование, даже под европейскими брендами, производится в Китае, и Китай продолжает поставки.

— Другое дело, что очень много поставщиков с нашей стороны, и у меня есть несколько таких знакомых, покинули территорию России на некоторое время, — говорит Андрей Туманов. — Кто-то в Таиланде, кто-то в Индии — как правило, это молодежь до 30 лет, они боятся разных событий, многие не служили в армии. Поэтому были нарушены логистические цепочки поставок из Китая. Потому что это, как правило, мелкие фирмы. Крупняк не занимается поставкой оборудования для разных магазинов, оно идет не эшелонами, а мелкими партиями. Поэтому вот с этим проблема, но она, я думаю, в ближайшее время разрешится. Потому что люди работают дистанционно, они налаживают поставки, связи, и, я думаю, в ближайшее время всё будет подведено к знаменателю, устраивающему всех.

Что с ценами на семена?


По данным Wildberries, из семян садоводы чаще всего покупают помидоры и огурцы, микрозелень и картофель, а для украшения дачных участков — семена петуний и лилий. По информации Андрея Туманова, семена этой весной прибавили в цене до 25%.

— Мы должны понимать, что семена, которые подорожали в некоторых местах на 10%, а где-то на все 25%, были произведены год или два назад, завезены в Россию и упакованы, — говорит Андрей Туманов. — Большинство семян все-таки производится за пределами нашей родины. У нас только фасуются. Поэтому запас, который мы сейчас имеем, был сделан год-два назад. Его было сделано достаточно много, поэтому недостатка в семенах сейчас нет. Такого разнообразия семян, как у нас, нет нигде. Дефицита семян у нас нет, так что дефицит не толкает к повышению цен. Скорее всего, толкает ожидание и неопределенность.

— Вы понимаете, это ведь даже не наша инфляция. Она и завезенная тоже, — говорит Георгий Остапкович. — Продовольственная организация ООН фиксирует, что такого роста цен, интенсивности не было 30–35 лет. То есть инфляция идет по всему миру.

«Дорожать будет всё. Просто разные товары будут дорожать с разной интенсивностью в зависимости от того, отечественные они или импортные»

А вот по мнению заместителя директора Россельхозцентра Юрия Николаева, семена растут в цене из-за того, что с каждым годом они становятся только качественнее.

— Чем качественнее семена, тем они дороже, — говорит Юрий Николаев. — Стоимость семян зависит от качества. От новых сортов тоже зависит. И от репродукции. Элитные семена дороже, первой репродукции — дешевле, второй репродукции — еще дешевле. Всё это влияет на стоимость семян. Качество семян улучшается с каждым годом.

Андрей Туманов считает, что качество — это всего лишь треть всей стоимости семян. Остальное — упаковка и брендирование.

— Они могут быть красочными, разрекламированными, но качество — это, скорее всего, лотерея. Вообще потребителю очень трудно по внешним признакам определить качество, — говорит эксперт. — Для чего брендируют товар? Чтобы показать его качество? У нас, как правило, если семена брендированы чьим-то лицом, качество, как правило, хуже. Потому что тебе нужно брендоносителю заплатить за бренд и понизить качество семян. В семенах легче конкурировать. Либо снижается вложение (иногда бывает до трех семян в пакетике), либо понижается качество. Можно разбавить супердорогие семена мусором и продавать, конкурировать. И потребитель это заметит только через два или три месяца, когда у него вырастет что-то не то. А не взойдет, так поставщик скажет, что вы неправильно сажали, неправильно замачивали семена.

Как можно сэкономить?


По словам экспертов, сэкономить можно хотя бы на внешнем виде семян. Выбирать не те, что в самой яркой и красивой упаковке, а те, что попроще — скорее всего, они будут такого же качества, а возможно, даже лучше. С удобрениями та же история. Поэтому главный совет — приценяйтесь.

— Стоимость одного и того же удобрения, например, в разных местах может отличаться вдвое, — говорит Андрей Туманов. — Допустим, я видел в супермаркете азотное удобрение разных производителей. Но одно стоит 56 рублей, другое — 356. И там, и там упаковка 2,5 килограмма. И там, и там (я делал экспертизу) — одно и то же. Вот всё одно и то же. На одном и том же оборудовании сделано, 46% азота везде, лежат рядом. Одна фирма просто решила подстраховаться и повысила цены. А другая продает старые запасы.

Цены на семена, инвентарь и удобрения Андрей Туманов называет откровенно высокими. Но в то же время говорит, что при завышенных ценах есть пространство для маневра и снижения стоимости. Кроме того, по словам эксперта, многие мелкие и средние поставщики из-за сложных отношений с торговыми сетями (те порой задерживают платежи до полугода) уходят в интернет. Это заметно удешевляет процесс и создает условия, которые не дают задирать цены. Еще один способ сэкономить — считать свои деньги.

— Если вы, потребитель, не считаете свои деньги, вы будет хватать первое попавшееся, исходя из рекламы, исходя из того, что вам навешали, — говорит Андрей Туманов. — Как только у вас ресурсы ограничены, вы начинаете думать, проверять, читать отзывы и выбирать то, что вам нужно, а не то, что вам впаривают. Это тоже в какой-то степени нивелирует повышение цен. Потому что чаще всего задирают цены на не самую нужную продукцию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления