За что девушки всего мира должны быть благодарны Стефани Майер, Эрике Джеймс и прочим глубоко семейным дамам за сорок – так это за безупречный индикатор любви партнёра. Бриллианты, шуба и мусорное ведро в качестве теста всё-таки дают осечки. Но если человек в здравом уме и твёрдой памяти, в условиях запрета на распитие алкоголя в публичных местах пошёл на очередной сказ о страждущей девственнице и роковом, но несчастном миллионере-вампире-плейбое – его любовь совершенно точно не знает границ.
В некотором смысле «50 оттенков серого» можно рассматривать как кармическое воздаяние мужчинам за все грехи по отношению к прекрасному полу. Мы так долго поддерживали их в мысли, что главным в жизни женщины является любовь и спать рядом с эпицентром всей жизни, что этот маятник не мог не вернуться, чтобы срезать нам же полбашки. Книга Эрики Джеймс – это как явление Чёрной вдовы. Вам кажется, что вы любите заниматься сексом, грубым сексом, сексом со связыванием, оральным сексом, потому что это круто, естественно и вам нравится? Ни черта подобного. Это всё потому, что у вас было тяжёлое детство и вас насиловала мамина подруга. Иначе вы бы никогда в жизни не возбуждались от вида рассыпающихся розовых лепестков. Вы думаете, что невозможно имитировать оргазм, когда тебя порют бамбуковой тростью, и у вас с партнёршей всё в порядке? Во имя исправления ваших порочных наклонностей и не такое можно стерпеть. Вы полагаете, что, если вы миллионер, возите девушку на личном самолёте, дарите ей первоиздание бог знает чего и избавляете от всех житейских проблем, то вы полностью застрахованы от того, что она будет каждый вечер с наслаждением питаться вашими мозгами? Забудьте: вы должны ей детей, щенков и секса в миссионерской позе на шёлковых простынях.
Тиражи этой книги при её мизерных достоинствах в области художественности и элементарного здравого смысла были бы смешны – если бы всё не было так печально. Тут поневоле перефразируешь рефрен «Исчезнувшей»: «Не хотел бы я знать, о чём ты думаешь», – благо далеко не все женщины практикуют садизм, заставляя своих партнёров читать откровения о Внутренней Богине, написанные языком второгодницы. Хотя и такие примеры известны. Шансов увернуться от просмотра экранизации намного меньше, особенно если её премьера назначена на День святого Валентина – так что в ожидании этой неминуемой казни только и остаётся, что надеяться на раскрытие темы сисек и «безжалостно вошёл».
По факту же оказывается, что «50 оттенков серого» - стандартная романтическая драма, просто намного глупее, чем обычно. Тут надо сказать большое спасибо богу, сценаристу и студии, которая железной рукой отстранила от процесса автора романа. В результате неизбежные лишайные пятна – ужасные диалоги, мятущийся миллионер и глупая как пробка девица – остались на месте, но были серьёзно зашпатлеваны и припудрены операторской работой Шеймаса Макгарви, отличным саундтреком и более-менее органичной Дакотой Джонсон. Имитация оргазма ей, правда, не даётся, зато у неё есть другие достоинства, благодаря которым Джонсон всё же не выглядит настолько убого и асексуально, как Кристин Стюарт в роли Беллы Свон – или Джейми Дорнан, который произносит слово «трахаться» с таким лицом, будто назло маме ругается в публичном месте. Но, учитывая материал, к нему нет почти никаких претензий: в конце концов, он же не Райан Гослинг и даже не Чарли Ханнэм.
А вот что было безжалостно обрезано – это бесконечные монологи главной героини и столь же бесконечные сексуальные сцены. И если по поводу первого можно только от души порадоваться – то со вторым вышла настоящая беда. Ведь больше-то в «50 оттенков серого» нет ничего, что заслуживало бы хоть какого-то внимания. Между тем в фильме на сцены секса приходится максимум минут десять – и это очень красивые сцены, хотя и довольно безжизненные. Нельзя не заметить, как явно создатели фильма пытаются сдрейфовать в сторону «9 ½ недель», как оператор берёт всё, что может, от красивых тел актёров и «запретного» антуража, как Дакота Джонсон всеми силами закусывает губу, а Джейми Дорнан «волшебною ширинкой машет и производит чудеса». Если бы всё это не было настолько обрывочно и мимолётно, если бы вокруг этого не велось больше разговоров, чем дела, если бы герои не рассуждали про фистинг и генитальные зажимы с такими решительными лицами, будто к ним вот-вот ворвётся полиция нравов!
Но, увы, всё происходит именно так. Создатели фильма будто бы непрерывно боятся шокировать аудиторию, которую, очевидно, не вполне ясно себе представляют. Те, кому нынче 18+, как минимум, в курсе, что такое анальная пробка. А сорокалетние, опять же, как минимум, видели те самые «9 ½ недель». Результат закономерен. Роман Полански и Тинто Брасс плачут горючими слезами, наблюдая, как «50 оттенков серого» раз в двадцать пять минут отважно выходит на помост, облизывая губы и со зверским лицом, и начинает, нервно сдвигая коленки, расстёгивать на себе сельскую блузку дрожащими пальцами. Всё остальное отведено неимоверно глупым разговорам с крайне печальными лицами и трагедии, противоречащей всякому здравому смыслу.
Хотя, конечно, на фоне того, что главный герой продолжает страстно вожделеть девицу, которую на него вырвало, это пустяки, не стоящие внимания.