Нил Бломкамп – снимает социальную фантастику. Нил Бломкамп – из ЮАР. ЮАР – это страна со сложностями, в которых большую роль сыграли благочестивые белые люди. Вот то, что надо знать зрителю, прежде чем он пойдёт смотреть «Робота по имени Чаппи» и с середины фильма впадёт в некоторое оцепенение.
Об этом надо сказать сразу: у нового детища замечательно талантливого Бломкампа есть проблемы, те же, что в Элизиуме», только ещё хуже. Показывая абсолютно реальный, неглянцевый и, что главное, современный мир – Бломкамп как за здравствуй встраивает в него невероятно условный образ действия. Проще говоря, то, что происходит на экране, нелогично от слова «вообще». Нельзя не задаться вопросом, откуда все эти бандиты с золотыми сердцами, и с чего надо выбрасывать на улице то, что стоит состояние, а уж вся история с ключ-кодом – это просто смерть и погибель. Такие штуки смотрелись бы абсолютно органично в каком-нибудь аниме, где условность предполагает просто все. Но в художественном фильме это вызывает закономерный распил мозга напополам.
А теперь о хорошем. Это не сразу понятно – но штука в том, что Бломкамп смешал в своём фильме слишком много. И в результате получил притчу. «Чаппи» намного меньше фантастическое кино, чем тот же «Район №9». Зато в нём достаточно от того самого аниме, из которого режиссёр занял ухо робота. От всех этих историй о переходе на новый уровень путём сочетания невероятных технологий, адской жестокости и прямолинейной сентиментальности. Вот и «Робот по имени Чаппи» берёт за горло не логикой – а странными визуальными решениями (один жёлтый автомат чего стоит) и сильнейшей эмоциональностью. Которая, конечно, полностью лежит на ШарлтоКопли. Это он скрывается за компьютерным телом, это он ходит как бандит и прячется как ребёнок. Чаппи – это обаяние и любопытство, сочувствие и смех. Это безусловная удача даже на фоне всех роботов от мультипликации типа Бейтмана и Валли.
Что касается актёров не замаскированных, то надо признать, что для Хью Джекмана была написана прекрасная роль, и его очень приятно в этой роли видеть. Это белый благочестивый военный, который совершенно точно знает, кто тут имеет право дышать, а кто нет. Тот брутальный хорошо развитый бородатый парень, который ходит с револьвером за поясом. Тот глубоко моральный джентльмен в колониальных шортиках, который способен отрезать ребёнку руку. Возможно, контекст этой роли не очевиден, если забыть о том, что Бломкамп родом из ЮАР – но его уже совершенно невозможно игнорировать ближе к концу, и сцена между Винсентом Муром и Чаппи – одна из лучших в фильме. Если же говорить о Йоланди и Ниндзе – которых так и зовут и вообще они рэпперы – то надо признать, что их герои намного менее логичны, но тем не менее хороши своим собственным обаянием. Чисто визуальным – когда это что-то от реальных гопников и анимешных бандитов.
Сильное кино «Робот по имени Чаппи» или слабое? Скорее слабое – в нем слишком много вещей, которые невозможно увидеть невооружённым и неподготовленным глазом, да и тогда остаются некоторые вопросы.Хорошее кино «Робот по имени Чаппи» или плохое? Хорошее – за счёт обаяния персонажей, за счёт социалки и за счёт действительно хорошего финала, который демонстрирует, что человечество изменилось навсегда – хотя исправит его только могила. Вот то, что имеет смысл знать зрителю, прежде чем он пойдёт покупать билет.