Роман «Моби Дик», гордость американской литературы, был основан на реальных событиях, творчески переработанных Генри Меллвилом. Об этих реальных событиях написано несколько книг – в частности, роман Натаниэля Филбрика. Вот по этому роману Рон Ховард и снял свой фильм. Зачем тут вся эта матрёшка? Затем, что внутри неё лежит секрет того, что такое «В сердце моря».
Забавно, но этот фильм с двойным дном кажется совершенно плоским. Его техническое совершенство, традиционное для современного кино, и жуткая история, лежащая в основе, завладевают вниманием зрителя целиком и полностью. Рассказ старого моряка о капитане и старпоме, об огромном белом ките, о городе, чьё благосостояние было полностью зависело от китобоев – все так просто, так красиво, так грандиозно, что даже не вполне понятно, для чего раз за разом возвращаться из сердца моря к столу, за которым сидят Герман Меллвилл и Томас Никерсон. Разве что показать лишний раз Бена Уишоу и Брендана Глисона – слов нет, смотреть на них приятно, но стоит ли это того, чтобы рвать туго натянутую ткань повествования?
По идее – не стоит. Да только штука в том, что Рон Ховард рассказывает нам не только историю судна «Эссекс». Он, ни много ни мало, берёт на себя ту же задачу, что и у Меллвила – создать из реальных событий эпос. Вернее, показать, что те события, не будучи урезаны и приукрашены, дышали тем же символизмом и библейской вечностью, что и «Моби Дик». Просто из той точки времени, в которой стоит дом старого моряка, этого не разглядеть. Но из режиссёрского кресла открывается отличный вид на человеческую беспомощность перед озверевшей природой, на то, как человечество раз за разом пускает кровь миру во имя прогресса и никогда не понимает, где нужно отступить. И если «Моби Дик» рассказывает о гибельной одержимости, то реальность ставит по центру Оуэна Чейза, отводящего руку в последний момент. Душа романа Меллвила – неистовая, полубезумная душа капитана Ахава. Стержень фильма – усталый и измученный Никерсон.
Другое дело, что фильму очень не хватает того настойчивого символизма, который характерен для «Моби Дика». Символизм Ховарда ненавязчив, и это хорошо до тех пор, пока длится активное действие. Но в последние сорок минут фильм ощутимо теряет темп – и так и не достигает больше того накала, который был просто жизненно необходим в финальной сцене с белым китом. Она выходит скомканной, а весь фильм просто провисает, как парус в штиль. Не помогает делу и то, что Ховард, увлёкшись изображением дикой стихии, полностью упустил из виду персонажей. Ни один из прекрасных, слов нет, актёров, занятых в фильме, не может порадовать зрителя чем-то иным, нежели знакомое лицо, снятое в удачном ракурсе. В итоге «В сердце моря» оказывается одним из тех фильмов, о которых каждый волен думать, что хочет – но которые хочется пересматривать за невероятную красоту каждого кадра, отличный каст, замечательную работу оператора, хорошую музыку и парусную романтику.