16 августа в Иркутске состоялись общественные слушания по проекту строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Первый пусковой комплекс». Обсуждались материалы оценки воздействия на окружающую среду в составе технико-экономического обоснования проекта. В слушаниях принимали участие заместитель главы администрации области Евгений Королев, заместитель председателя президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков, представители АК «Транснефть», научных и общественных организаций.
Общественность интересовали вопросы, какой максимальный разлив нефти может произойти, в том числе в районе озера Байкал, каков риск возникновения аварии на магистральном трубопроводе? Кроме этого, присутствующие на слушаниях интересовались, за какой период времени разлившаяся нефть может достичь акватории Байкала? По словам представителей компании, в случае аварии из нефтепровода может вылиться до 4 тысяч кубометров нефти. При этом возможное количество разливов, по подсчетам «Транснефти», составляет три аварии за 100 лет эксплуатации. На вопрос о времени попадания нефти в Байкал представители компании заверили общественность, что на участке нефтепровода вблизи озера будут использованы особые способы защиты, и нефть не попадет в Байкал ни при каких обстоятельствах.
Прозвучал также вопрос о том, почему компания поменяла маршрут нефтепровода, приблизив его к Байкалу? Принятый ранее «северный» вариант представители компании назвали невыполнимым ввиду отсутствия необходимой для строительства и обслуживания нефтепровода инфраструктуры и тяжелых природно-климатических условий.
Участники слушаний, выступающие в ходе прений, высказали пожелание, чтобы компания пересмотрела маршрут нефтепровода и вынесла его за пределы водосборного бассейна озера Байкал.
«Безусловно, проект важен и для региона, и для страны в целом, - заявил председатель президиума ИНЦ СО РАН Михаил Кузьмин. - Но нельзя забывать, что у нас есть Байкал, который является участком Всемирного наследия. В связи с этим, необходимо рассмотреть несколько вариантов нефтепровода. Ведь любой разлив нефти вблизи озера грозит уничтожением этой уникальной экосистемы».
Сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова зачитала заявление шести общественных организаций и жителей Иркутска. По ее словам, общественные слушания не имеют юридической силы. «Организуя эти слушания, - заявляют подписавшиеся, - вы не исполняете определение Хабаровского районного суда о приостановке действия решений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) по государственной экологической экспертизе проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Напомним, районный суд признал несоответствующими закону решения федеральной службы, касающиеся государственной экологической экспертизы материалов «Обоснования инвестиций…». А 10 августа Хабаровский краевой суд снял с рассмотрения кассационную жалобу и оставил в силе решение Хабаровского районного суда. В знак протеста представители общественности покинули слушания по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Как сообщалось ранее, строительство нефтепровода планируется осуществить в два этапа. Первый этап – запуск первого пускового комплекса по маршруту Тайшет – Сковородино (Амурская область). Маршрут трубы пройдет через шесть районов Иркутской области: Тайшетскому, Усть-Кутскому, Братскому, Нижнеилимскому, Чунскому, Казачинско-Ленскому. Строительство этого участка нефтепровода должно начаться в 2005 и завершится в 2008 году. Его проектная мощность – 30 млн. тонн нефти в год. После завершения строительства первого этапа нефть будет железнодорожным транспортом доставляться до Тихого океана. Предполагается, что в период строительства нефтепровода работой будут обеспечены 7 тысяч жителей области, в период эксплуатации будет создано 400 рабочих мест для местных жителей.
Второй этап – строительство нефтепровода по маршруту Сковородино–бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн. тонн нефти в год. К 2020 году объем пропускной способности должен составить 80 млн. тонн нефти в год. Как сообщили ИРА «Телеинформ» представители «Транснефти», по территории Иркутской области пройдет 897 км трубы, 40 из которых - вблизи озера Байкал. Минимальное расстояние до озера, на котором будет проложен трубопровод – 800 метров.