Город Вероятность аварии на нефтепроводе «Восточная-Сибирь - Тихий океан» ничтожно мала - мнение экспертов

Вероятность аварии на нефтепроводе «Восточная-Сибирь - Тихий океан» ничтожно мала - мнение экспертов

В минувшую субботу, 18 марта, в Иркутске состоялся митинг протеста против строительства нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО). Основной аргумент протестующих - при проектировании Восточного нефтепровода были допущены нарушения законодательства. Каждый выступающий на митинге заявлял, что строительство трубы вдоль берега Байкала непременно приведёт к катастрофе.

Новую негативную волну вызвало положительное заключение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по проекту строительства первой очереди нефтепровода, утвержденное Ростехнадзором в начале марта. Создается впечатление, что против проекта ВСТО - чуть ли не все российское экологическое сообщество. Это не так. По мнению известных российских экологов, работавших в составе ГЭЭ, «безаварийных» нефтепроводов не бывает. Тем не менее, вероятность аварий на ВСТО практически невозможна. Согласно расчетам, проверенным математическим моделированием, возможность выхода нефти в Байкал в случае аварии оценивается как 1х10 в минус седьмой степени, т.е. 1 раз в 20 тыс. лет. Все дело в том, что слова «Байкал», «нефть» и «труба», произносимые вместе, действуют на жителей регионов как красная тряпка. Этой тряпкой и размахивают экологические организации, аффилированные с западными структурами.

По мнению участника ГЭЭ, академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук, эксперта министра МЧС России Григория Коффа, с 1993 года экология Байкала стабильно ухудшается.

«В настоящий момент загрязнение по всем компонентам превышает ПДК. Безусловно, надо защищать эту территорию, но делать это разумно. Если идти на поводу у Greenpeace, то надо разрушить инфраструктуру близлежащих городов, БАМ, убрать весь транспорт вблизи Байкала, туристов, для которых Байкал является местом излюбленного отдыха, не отапливать дома. Согласно экологическим лозунгам остаться жить на этой территории должны только звери, человеку же там не место. Это неконструктивная позиция», - уверен Кофф.

Как один из самых известных специалистов по сейсмике Кофф оценивает вероятность масштабных землетрясений в районе Байкала как весьма невысокую. При этом нефтепровод, идущий под землей, выдерживает абсолютное большинство подземных толчков - это показывает не только российский, но и американский опыт.

Положительное решение ГЭЭ о допустимости строительства ВСТО определяется экспертами как законное, обоснованное и ответственное.

«Экологически значимые утечки нефти из ВСТО в Байкал утаить невозможно», - убежден Игорь Линге, член ГЭЭ, доктор технических наук, заместитель директора ИБ РАЭ РАН.

«Работа экологической экспертизы была продуктивной: в проект внесено много нового, в том числе существенно повышающего экологическую безопасность. К концу экологической экспертизы вероятность негативных последствий значительно сократилась. Теперь риски аварийных ситуаций минимизированы, вероятность их появления соответствуют международным стандартам».

Позицию представителей Greenpeace Россия, российского филиала Всемирного фонда дикой природы и ряда экологов Линге оценивает так: «Было много эмоций и обращений, в том числе писем авторитетных ученых. Это можно назвать давлением, а можно и просто обстоятельствами. Основная проблема в данном вопросе - нулевая экологическая культура, а отсутствие культуры - отличная база для экологической пропаганды».

Другой участник ГЭЭ, доктор технических наук, заведующий отделом НПО «ЦНИИТМАШ» Владимир Дуб считает, что при использовании наработок компании «Транснефть» можно не бояться за Байкал.

«Я считаю, что конструкции трубопровода и металл на сегодняшний день не просто соответствуют современным требованиям, а обеспечивают противодействие разрушениям, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Во время экспертиз мы проводили три группы комплексных испытаний труб. Конструкции трубопровода удовлетворяют необходимым требованиям безопасной эксплуатации и к различного рода неожиданностям готовы», - заявляет Дуб.

«У нас были открытые обсуждения проекта, в том числе с представителями Greenpeace. Я понимаю уважаемых экологов, их точка зрения мне ясна, а многие их доводы были учтены комиссией как в технологическом и юридическом плане, так и в проектном», - поясняет эксперт.

Еще один участник ГЭЭ, доктор технических наук, заведующий кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Станислав Мещеряков также отмечает качественность выполнения проекта нефтепровода.

«Конечно, в процессе экспертизы были и спорные вопросы, к примеру, по сейсмической ситуации, но техническое решение убеждает нас в оправданности проекта. В ходе ГЭЭ было проведено тщательное исследование с многократными пересмотрами проекта в связи с введением дополнительных мер безопасности. В общей сложности было предоставлено 40 дополнительных документов, предусматривающих ответные меры на имевшиеся в процессе экспертизы замечания экспертов. С точки зрения технической реализации проект содержит все последние достижения в области строительства нефтепроводов. При этом экологическая безопасность строительства обеспечивается барьерным методом. Во-первых, сами трубы, используемые для строительства очень высокого качества, во-вторых, на участках с повышенной сейсмической опасностью толщина труб увеличивается втрое, а на опасных участках имеются перекрывающие трубу устройства. В третьих, применяется технология «труба в трубе». Кроме того, используется технология действующего мониторинга, которая обеспечивает постоянную диагностику ситуации на трубопроводе по всей его протяженности». Проведение нефтепровода вдоль БАМа, по мнению Мещерякова, дает дополнительную возможность оперативного реагирования на экстренные ситуации. «В настоящее время это единственный экономически оправданный и технологически подтвержденный проект», - уверен эксперт.

По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, «после получения положительного заключения Ростехнадзора последняя юридическая процедура - решение Главгосэкспертизы. После этого решения компанией «Транснефть» будут проведены тендерные торги, определен порядок финансирования и начнется строительство».

Как заявил Сергей Григорьев корреспонденту Regions.ru, против строительства нефтепровода выступают, по всей видимости, те, кто не читал проекта, который прошел все необходимые проверки. Авария практически невозможна. Проходящая по территории региона железная дорога, по которой перевозятся десятки миллионов тонн нефти, по его словам, представляет несоизмеримо большую экологическую опасность, чем нефтепровод ВСТО. Кроме того, отметил вице-президент «Транснефти», нефтепровод даст мощный толчок развитию Восточной Сибири.

Завершить строительство первой очереди нефтепровода планируется к концу 2008 года. При этом бурная агитационная работа экологических активистов, как говорит Сергей Григорьев, вероятнее всего, сохранится вплоть до самого конца строительства.

Причины экологических волнений, по его мнению, различны: «Интересы у всех разные, как сугубо меркантильные, так и политические. Все мы помним споры о судьбе Балтийского моря, на 9 лет отсрочившие процесс строительства Балтийской трубопроводной системы. Все волновались за экологию Балтики. Сегодня мы приглашаем в Приморск всех. Посмотрите и убедитесь: экология Финского залива после реализации нашего проекта реально улучшилась».

«Нефтепровод ВСТО - условие национальной безопасности России, - заявляет генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Диверсификация маршрутов транспортировки сырья позволит укрепить суверенитет страны и усилить ее позиции в треугольнике "Россия - ОПЕК - ЕС"».

Орлов считает, что активность экологических организаций обусловлена экономическими интересами. По его мнению, масштабная PR-кампания, организованная экологами, аффилированными с международными структурами, нетипична для российских экологических активистов, действительно озабоченных судьбой родной природы.

«Вне зависимости от интенсивности экологических кампаний и размера их бюджета, проект строительства Восточного нефтепровода должен быть осуществлен.. Свои долговременные интересы Россия осознает. Вопрос только в том, сколько еще проблем способна создать пропаганда прозападных экологов», - убежден политолог.

Напомним, что 1 февраля в ходе пикета под лозунгом «Долг российского офицера - спасти Байкал!» активисты Greenpeace потребовали от главы Ростехнадзора генерала Константина Пуликовского воспрепятствовать строительству нефтепровода ВСТО. Сегодня активисты Greenpeace России и Всемирного фонда дикой природы (WWF Россия) ведут активную пропагандистскую работу с возможными инвесторами строительства нефтепровода ВСТО, убеждая их в финансовой неэффективности проекта. Общий бюджет реализуемого Greenpeace Россия крупномасштабного PR-проекта «Живи, Байкал!» оценивается экспертами в $4 млн.

REGIONS.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления