Впервые в Иркутской области будет построено судно на воздушной подушке (СВП). Ранее подобные катера-вездеходы приобретались у производителей из других регионов. Над созданием судна с весны нынешнего года работает компания «Иркут-Аэро». Заказчик СВП – иркутская компания «Вездеход». Как сообщила ИРА «Телеинформ» директор компании «Вездеход» Людмила Казанцева, навигация катера начнется в феврале 2007 года.
Катер будет иметь класс М (море), он сможет двигаться как по льду, так и по воде Байкала. Другие суда на воздушной подушке – «Хивус», «Аллигатор» – имеют категорию Р (река), они предназначены для речной навигации и способны плавать только при волне не более 1 м 20 см либо над ровной поверхностью – льдом, ледовыми проталинами и другими. На Байкале такие катера пока используют только в зимнее время, так как летом на озере очень высокая волна и к навигации допускаются только суда класса М.
Модель судна на воздушной подушке, разработанного в Иркутске, получила положительное заключение в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Жуковского (г. Жуковский Московской области). На строительство нового судна будет потрачено около 2,5 млн. рублей (без учета вложений в создание цеха и приобретения производственного оборудования).
«Новое судно будет иметь оригинальное ограждение, которого нет ни на одном подобном катере, эксплуатируемом в Иркутской области, - рассказала Людмила Казанцева. – Ограждение представляет собой цепь сегментов. Если одна часть ограждения сломается во время работы судна, то катер сможет, используя остальные сегменты, без проблем доплыть до берега, чего не скажешь, например, о «Хивусе». Поломка его ограждения зачастую означает остановку и капитальный ремонт судна». По ее словам, судно будет иметь большую устойчивость за счет гибкого ограждения.
Длина экспериментального СВП – около 10 метров, ширина – 3,5 метра. Катер будет иметь большую вместимость, чем другие суда на воздушной подушке, существующие в Иркутской области. Он сможет взять на борт 12 человек («Хивус» берет восемь человек). Новое судно на воздушной подушке также сможет перевозить до 1 тонны грузов («Хивусы» рассчитаны на 800 кг).
Новое судно предполагается использовать в спасательных мероприятиях, пассажирских перевозках, туристических экскурсиях и экспедициях. Для эффективной работы спасателей на катере будут созданы более широкие двери, чем, к примеру, на «Хивусе», чтобы легко можно было внести носилки с пострадавшим.