IRCITY
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Иркутске

Погода+3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как 0

0 м/c,

712мм 93%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город обзор Заморозка тарифов и рейды по супермаркетам – в обзоре прессы

Заморозка тарифов и рейды по супермаркетам – в обзоре прессы

Иркутские журналисты продолжают знакомить жителей Прибайкалья с самым важным и из жизни области. На этой неделе под прицелом их пера оказались многие темы, но самые важные из них крутились вокруг обещаний Сергея Ерощенко о еде и тепле и вокруг транспорта.

Иркутские журналисты продолжают знакомить жителей Прибайкалья с самым важным и из жизни области. На этой неделе под прицелом их пера оказались многие темы, но самые важные из них крутились вокруг обещаний Сергея Ерощенко о еде и тепле и вокруг транспорта. Подробнее о регулировании цен на продукты питания, заморозке тарифов ЖКХ и другом расскажем в недельном обзоре прессы.

Подобно герою компьютерной игры «Mortal Combat» Саб Зиро, обладающему способностью замораживать своих врагов, губернатор Сергей Ерощенко в обращении заксобранию пообещал заморозить врагов жителей Приангарья – рост цен на продукты питания и растущие тарифы ЖКХ. Цены на социально значимые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо и крупы начали регулировать при помощи надзорных органов. И их проверки приносят свои плоды: в супермаркетах Иркутска с января упали на 5 рублей за килограмм цены на сахар, куры подешевели на 28,5 рубля, молоко на 23,8 рубля за литр, а минтай на целых 30 рублей за килограмм. О том, как идёт борьба с ценами в иркутских супермаркетах, рассказала корреспондент «СМ Номер один» Лидия Гергесова.

Читать о том, что происходит на прилавках

В Иркутской области пытаются снизить цены на социально значимые продукты

На прошлой неделе прокуратура региона сообщила о том, что цены на самые важные и социально значимые продукты стали снижаться.

На «уступки» покупателям пошли супермаркеты Иркутска, магазины в Усолье-Сибирском, Бохане, Баяндае, Балаганске. В первую очередь, говорилось в сообщении, падение цен коснулось сахара, кур, минтая и молока. Как пояснили в прокуратуре, это стало возможным после проведения масштабных проверок, которые организовали надзорные органы. Так ли обстоят дела на самом деле? Корреспондент «СМ Номер один» вышел на очередной рейд по иркутским супермаркетам.

Мы уже писали о том, что надзорные органы в лице специалистов прокуратуры региона, Управления Роспотребнадзора и Управления Россельхознадзора Иркутской области подвергли тщательному досмотру порядка 200 объектов розничной продажи продуктов. Говоря простым языком, это рынки, универсальные магазины, торговые комплексы, магазины сетевой торговли, небольшие магазины в сельской местности. Выводы прокуратуры почему-то совершенно не удивили покупателей. В каждом районе были выявлены многочисленные нарушения.

Так, например, в Куйтуне прокуроров попросту обвесили: они заплатили за кусок сыра 140 рублей, а контрольное взвешивание показало, что он стоит 104 рубля.

В Шелехове, согласно ценнику, белокочанная капуста стоила 24,9 руб., а прокурору на кассе её пробили по 29,9 руб. за килограмм. Аналогичные нарушения были выявлены и в Иркутске.

В северных районах области на отдельные виды продуктов, например яблоки и гречневую крупу, торговая надбавка составила свыше 100%. Отличился магазин «Яшма» в посёлке Мама, где на ряд продуктов первой необходимости установлены запредельные размеры торговых надбавок: на масло растительное — 162,3%; на молоко 2,5-процентной и 3,2-процентной жирности надбавка составила 145,3% и 349,3% соответственно; на яйцо куриное — 228,4%; на сахар-песок — 111,5%; на муку, крупу гречневую и макаронные изделия — 348,2%, 260,1% и 152,5% соответственно.

В целом по результатам проверок в адрес должностных лиц торговых организаций внесено 22 представления, в суд направлено восемь исковых заявлений в защиту прав потребителей, вынесено 37 постановлений о возбуждении административного производства. Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области составлено 70 протоколов об административных правонарушениях. С реализации снято 288 кг продукции.

Судя по всему, нарушители прониклись этими мерами и согласились слегка сбавить цены. Согласно официальным данным, в иркутских супермаркетах с января на 5 рублей за килограмм снизились цены на сахар, куры подешевели на 28,5 рубля, минтай — на 30, а молоко на 23,8 рубля за литр.

Несколько недель назад мы уже анализировали цены на отдельные товары в одном из супермаркетов города. Заглянули мы к крупным ретейлерам и сейчас. Действительно ли упали цены на социально значимые продукты?

Единственное, на что существенно снизилась цена, — это сахар-песок.

В гипермаркетах его цена составляет в среднем 54,5—55 рублей вместо 65—70 рублей двумя неделями ранее. Ну вот, собственно, и все. Цены на кур, к сожалению, в основном так и остались на прежнем уровне — 155—160 рублей за килограмм. Гречка и прочие крупы — тоже.

Ряд товаров, впрочем, продаётся по акции, и в рамках этой акции цены действительно упали. Но не более того. В целом же цены изменились ненамного, поэтому пока говорить о значительном падении цен не приходится.

Как отметили в УФАС по Иркутской области, поток обращений в адрес антимонопольной службы по поводу роста цен не прекращается. С начала работы горячей линии до середины февраля поступило 376 звонков из разных районов области о повышении цен на продукты. В последнее время больше всего сообщений касается возросшей цены на сахар, яйцо, хлеб, молочную продукцию. Также есть информация о повышении цен на овощи, фрукты и единичные жалобы о росте цен на мясо и крупы. При этом многие звонки были анонимными.

— Естественно, общий рост цен связан с экономической ситуацией в стране. Даже производство «наших» продуктов питания не обходится без участия импортных технологий и закупного сырья, — отметил Станислав Степанов, пресс-секретарь регионального УФАС. — По среднему уровню цен на продукты Иркутская область среди 12 регионов Сибири находится на пятом месте.

Правительство Иркутской области также не осталось безучастным к текущей ситуации. Как заявил губернатор региона Сергей Ерощенко, тех производителей, кто необоснованно завышает цены на свой товар, вычеркнут из программ финансовой помощи.


Лидия Гергесова, «СМ Номер один»

Как показал рейд, проведённый Лидией Гергесовой, ценники на продуктах действительно скалятся с витрин, отпугивая иркутян своими, не побоюсь этого слова, астрономическими значениями. Пусть многие торговые сети всё-таки пошли на уступки потребителям, но это не значит, что все иркутяне стали лучше питаться. Нет, цены кусаются не только в магазинах, но даже в школах. Так, в одной из иркутских школ, в которую нанёс визит Ерощенко, с грустью сообщили, что цены в школьной столовой придётся повышать. И, если не регулировать ситуацию на продовольственном рынке, то уже в марте стоимость школьных обедов может подорожать, а рост родительской платы за детские сады составит около 5%. Насколько сильно могут укусить цены в школьных столовых - газета «Губерния».

Читать о том, как цены повлияют на школьный рацион

Губернаторский мораторий. Цены на школьные завтраки и обеды должны остаться на прежнем уровне

Детское питание в школах региона не должно подорожать до конца учебного года – такое заявление сделал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, посетив на минувшей неделе одну из школьных столовых и комбинат школьного питания в Иркутске. Теперь правительство должно найти способ воплотить в жизнь это обещание. Судя по всему, помогать ему в этом будут местные товаропроизводители.

Школьный обед в Иркутске сегодня стоит 51 рубль, как и в начале учебного года. Однако удерживать цену на питание помогают, в основном, запасы продуктов, которые были сделаны заранее. Статистика говорит о том, что с начала года рост цен на мясо составил 62,9%, молоко – 7,06%, крупы – 6 %, а гречка и вовсе выросла в цене на 157%. Овощи подорожали на 11–78%, яйцо подросло на 18%, сахар – на 49%.

В школах ситуацию комментируют не слишком охотно. Однако в школе № 15, где побывал губернатор, признают: если так пойдёт и дальше, то цены в школьной столовой придётся повышать. Кстати, готовят здесь сами, а продукты и полуфабрикаты поставляет комбинат школьного питания.

Школа № 65 тоже обслуживается комбинатом школьного питания. Здесь смотрят на жизнь оптимистично: пока цена на питание осталась прежней, и каких-то изменений в меню не замечено. Подорожали только булочки и пирожные, которые продаются в школьном буфете для тех, кто хочет чего-нибудь вкусненького сверх меню. В Вальфдорской школе, которая является частным учебным заведением и не входит в централизованную систему питания, особенно не переживают. Правда, здесь предпочитают держать в секрете стоимость обедов для своих подопечных.

– Мы уже давно повысили цены в этом учебном году, – заявила в телефонном разговоре представительница администрации учебного заведения. – Однако это сделано с ведома родителей и связано с тем, что родители захотели немного изменить рацион питания детей, включить в него больше фруктов, молочных продуктов, мёд. Больше не планируем повышать цены до конца учебного года. Анализ роста цен на продукты мы пока не делали.

Тем не менее в региональном министерстве образования говорят, что опыт Иркутска по централизации детского питания – это путь к повышению качества продукции и снижению цены готового обеда. Например, с иркутским комбинатом школьного питания на сегодня заключили договоры 70 школ и 134 детских сада.

Со школами работают по разным схемам: одна часть учебных заведений предпочитает получать готовые обеды, другая забирает полуфабрикаты и готовит их самостоятельно. В любом случае в цехах комбината ежедневно готовят 6 тысяч куриных и 8 тысяч мяс­ных котлет, да ещё тонну фарша в придачу. Выпекают 6–7 тысяч кондитерских изделий, 2 тысячи булочек.

Несмотря на то что опыт по централизации питания можно назвать удачным, развивать его дальше технологии уже не позволяют. Если бы была линия быстрой заморозки, замороженные полуфабрикаты можно было бы рассылать в муниципалитеты. Выиграли бы все: сельхозтоваропроизводители смогли бы расширить рынок сбыта, а школы получили бы качественные и дешёвые продукты.

Губернатор согласился, что «есть вопросы» к техническому состоянию комбината школьного питания, который не модернизировался с 1992 года. Тем более, что теперь есть с чем сравнивать. Например, вновь открываемые в городах и посёлках школы и детские сады укомплектованы самым современным оборудованием.

Кстати, мясо, которое в декабре стоило у алтайских поставщиков 225 рублей за кило, сегодня стоит 309 рублей. Как выясняется, не все поставщики у комбината имеют региональную прописку. Пока выручают старые запасы, но они не бесконечны.

Полную версию материала можно прочесть на сайте «Восточно-Сибирской правды».


Елена Трифонова, «Губерния»

На этом обещания Ерощенко не закончились. Самую оживлённую дискуссию вызвали его слова о заморозке тарифов ЖКХ на два года. Это очень громкое заявление, за которое благодарные граждане должны рукоплескать. Не из каждых уст вылетит такой «воробей», которого, как известно, уже не поймаешь. Что это: уверенность в собственных силах? Об этом - в статье «Кому нужна война в энергетике?», вышедшей в газете «Байкальские Вести» под авторством информационного агентства «Альтаир».

Читать о том, что можно обещать, а чего нельзя

Кому нужна война в энергетике?

Удивительное рядом: глава региона делает важнейшие заявления, касающиеся многих людей и ряда крупных предприятий, даже не поставив заранее в известность тех, кому эти заявления прямо адресованы. Речь о решении заморозить на два года тарифы ЖКХ (точнее, их главную составляющую — тарифы на теплоэнергию, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), объявленном в ежегодном послании губернатора Иркутской области 12 февраля. Сложно такое представить, но перед этим Сергей Ерощенко не пригласил обсудить тарифный вопрос представителей региональной энергосистемы — ОАО «Иркутскэнерго».

Далее — в том же духе. 16 февраля губернатор собирает оперативное совещание по реализации своего решения. И опять не приглашает представителей «Иркутскэнерго». Статус энергетического совещания без главного энергооператора выглядит весьма необычно. Но глава региона этого будто не замечает — он продолжает делать громкие заявления о формировании тарифов, энергосберегающих технологиях, модернизации энергетического хозяйства. Ему вторит областной министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иван Носков. Он раскрывает и технологию двухлетней заморозки — если энергоснабжающее предприятие докажет, что его расходы (экономически обоснованный тариф) превышают установленную планку, то получит компенсацию (субвенцию) из областного бюджета.

Звучит вроде как симпатично, но, как известно, дьявол сидит именно в подробностях. А они очень сомнительны. Во-первых, деньги на компенсацию замороженных тарифов ЖКХ в областном бюджете пока не предусмотрены. Во-вторых, малым субъектам энергетики будет трудно доказать областной Службе по тарифам, что их затраты превышают существующий тариф. Как говорится, «замучаются пыль глотать». И специалисты в областной Службе сильнее, и административный ресурс — у регионального правительства. А если кто и докажет — можно просто не компенсировать, слегка «кинуть», «продинамить». Во всяком случае, до сентября, когда, возможно, состоятся губернаторские выборы. Получается, народ будет ликовать (тарифы-то не растут!) и... голосовать. А что при этом энергетическое хозяйство будет стремительно нестись к развалу — сущий пустяк в политических игрищах.

Правда, на пути творцов «коммунального счастья» возникла досадная преграда – «Иркутскэнерго». Много говорить о региональной энергосистеме излишне: мощная, стабильная, устойчивая. И специалисты там не хуже, чем в областной Службе по тарифам. Так что кто кому и что докажет, это еще будем посмотреть. А насчет компенсаций не до шуток — и по объемам, и по срокам. Вот и начинается — по случайному стечению обстоятельств — в некоторых СМИ, лояльных губернатору, кампания «против жирных котов из «Иркутскэнерго», из года в год повышающих тарифы без всяких на то оснований» — мол, надо их поприжать, проживут как-нибудь и при моратории.

Тут как минимум три неточности. Первая. Любое изменение (повышение) тарифов «Иркутскэнерго» осуществляется в полном (полном!) соответствии с решениями правительства Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам. Тарифная политика в отношении регионов расписана на федеральном уровне до 2016 года включительно. Хотя, конечно, обсуждать эти вопросы можно и нужно. Но пока губернатор вместо обсуждения, диалога, совместных действий односторонне, без обсуждения, сделал «революционный шаг». Экономических поводов к такого рода спецоперации никто не давал.

Вторая неточность. Тот, кто хоть немного знаком с формированием тарифов в энергетической отрасли, знает, что там тщательно, как говорится, «вдоль и поперек» обосновывают каждую копейку стоимости киловатт-часа электроэнергии и гигакалории тепла. Хочется верить, что в число знающих входит и губернатор Сергей Владимирович Ерощенко. Что ему известна прописная истина: волюнтаристские, как при Никите Хрущеве, игры с тарифами в системообразующих отраслях экономики не только подрывают стабильную работу предприятий, но и ставят под угрозу спокойствие и безопасность людей, особенно уязвимые в условиях кризиса. Это что касается «жирных котов». Как говорил в таких случаях златоуст Виктор Черномырдин, «если чешется, чешите в другом месте».

И третье. «Наезды» на региональную энергосистему и попытки изобразить некое решение в энергетической сфере без ее участия свидетельствуют о потере чувства реальности. Собственно, ничего человеческое никому не чуждо, а весь мир — это кипение страстей. Кто-то, может, до сих пор жалеет, что лет 15 назад не смог завладеть крупной энергокомпанией, и это сожаление сквозит в его деятельности на государственном посту. А может, сильно нервирует, скажем, появление кандидата на должность главы региона, ранее возглавлявшего большую энергосистему. Нервирует настолько, что сказывается на качестве управленческих решений.

В общем, эмоции, как уже сказано, явление повсеместное. И все же при высоком уровне ответственности нет места истерикам и капризам. Иначе с вашей работой лучше справятся другие.


ИА «Альтаир», «Байкальские Вести»

Не меньше обсуждали и неразбериху с пригородными поездами. Рейсы то отменялись, то возвращались вновь. Так, в прошлом году в Иркутской области решили отменить 17 пригородных пассажирских поездов. Но после выступления Владимира Путина, раскритиковавшего федеральное правительство за сбои в пригородном сообщении, региональные власти одумались и стали возвращать всё на круги своя. И вот радость: в Приангарье запустили сразу четыре новых маршрута. Подробнее о них - журналист газеты «Конкурент» Алёна Махнёва.

Читать о том, как выехать из пункта А и приехать в пункт B

Электрички поехали обратно

На четыре электрички больше стало в Приангарье с 17 февраля, сообщила на прошлой неделе Байкальская пригородная пассажирская компания. После того как президент страны Владимир Путин публично раскритиковал правительство РФ за сокращение пригородных поездов, регионы быстро одумались и нашли возможность вернуть в расписание электрички, попавшие под «оптимизацию». Однако такой ручной перевод стрелок не решает системные проблемы этой сферы: пригородные пассажирские перевозки убыточны во всём мире и не выживут без поддержки государства, уверены эксперты. Пока же федеральный центр перекладывает ответственность на регионы, субъекты критикуют тарифы РЖД за непрозрачность, а пригородные пассажирские компании требуют погашения бюджетных долгов по субсидиям.

Студентке Иркутского госуниверситета Екатерине Бельковой, как и многим другим усольчанам, в последнее время приходится ездить в Иркутск на маршрутке:

– Утром была электричка на 8 часов, на ней было как раз хорошо приезжать на учёбу, теперь я пользуюсь маршрутками – это удобнее, хоть и дороже, – говорит девушка. – Маршрутка стоит 120 рублей, а на экспрессе со студенческим билетом – около 60. Разница заметна. Мой знакомый добирается в Иркутск на работу через день, на то, чтобы выбрать правильную электричку, маршрутку и их состыковать, тратится много времени и денег, чуть ли не половина зарплаты. Поскольку в Усолье трудности с рабочими местами, многие работают в Иркутске и Ангарске. Есть электричка на семь часов, там и стоячее место трудно порой найти.

В прошлом году в Приангарье были отменены 17 пригородных пассажирских поездов, в том числе только две электрички курсировали по одному отменённому маршруту «Тайшет – Юрты – Тайшет», сообщили «Конкуренту» в министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. На последнем маршруте существует альтернатива в виде автобусов, уточнили в правительстве. «В настоящее время все участки пути, на которых отсутствуют пассажирские перевозки автомобильным транспортом, охвачены сетью пригородных пассажирских поездов», – говорится в письме министерства. Отмену электричек региональные власти называют оптимизацией.

После того как в начале месяца Владимир Путин раскритиковал федеральное правительство за сбои в пригородном сообщении, регионы начали спешно возвращать электрички. В Приангарье в расписание вернулись четыре поезда: «Иркутск-Пассажирский – Половина» (отправление в 6:02), «Половина – Большой Луг» (стартует в 9:08), «Большой Луг – Усолье-Сибирское» (13:27) и «Усолье-Сибирское – Кая» (17:45). Именно по этим электричкам было больше всего обращений от пассажиров.

Разница между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда для населения, которая заметно ниже оплачивается из бюджета. Уровень компенсации регионов на территории деятельности ОАО «Байкальская ППК» (49,99% акций компании у ОАО «РЖД», 50,01% у правительства Приангарья, компания обслуживает Иркутскую область и Республику Бурятия) был неодинаковым, отмечает эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин. С 2011 по 2014 год выплаты со стороны Иркутской области уменьшилась с 93 до 60% от суммы субсидии. Бурятия в 2011–2013 годы компенсировала 33–53%, в прошлом году улучшила показатель до 100%, вдвое сократив при этом количество электричек.

Восстановление поездов потребует увеличения объёма субсидий на возмещение недополученных доходов БППК. Пока в казне Иркутской области на 2015 год предусмотрено 406,4 млн рублей, хотя, согласно экспертному заключению региональной службы по тарифам, размер субсидии на 2015 год составляет около 538,8 млн рублей. При этом служба при проведении экспертизы расходов по итогам прошлого года не учитывала рост затрат БППК с 1 января года нынешнего, отмечают в правительстве. Основных причин увеличения затрат три.

По приказу Федеральной службы по тарифам на 10% проиндексированы тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Второе – индексация ОАО «РЖД» в конце декабря 2014 года составных элементов арендной платы за пользование пригородным подвижным составом с экипажем: например, стоимость текущего ремонта и обслуживания выросла на 14%, капитальный ремонт по отдельным типам вагонов подорожал в четыре раза.

Третья причина – значительное снижение льготы на тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД» для пассажирских перевозок в пригородном сообщении (постановление правительства РФ). Если раньше федеральный бюджет компенсировал пассажирским компаниям 99% затрат по этой статье, то теперь только 75%. Именно услуги РЖД – аренда инфраструктуры, подвижных составов и экипажей, оформление билетов, которые оплачивает БППК, – занимают почти девять десятых в расходах пригородной компании. Их доля 87%, и лишь 13% приходится на собственные расходы компании – фонд оплаты труда, материальные расходы, амортизацию и прочие, сообщили изданию в службе по тарифам Приангарья.

Полную версию материала можно прочесть на сайте «Восточно-Сибирской правды».


Алёна Махнёва, «Конкурент»

И это не последняя транспортная новость, о которой писали на этой неделе. Новшества ждут иркутян не только на пригородных рейсах электричек, но и автобусах, троллейбусах и трамваях. Теперь оплачивать проезд на общественном транспорте станет намного проще благодаря электронному проездному. Этот проездной будет трёх видов и стоить по-разному: 520 рублей за один проездной для одного вида транспорта, за 650 рублей - для двух, и за 780 рублей - для трёх видов. Узнать о нововведении можно узнать в газете «Пятница».

Читать о том, как теперь оплачивать проезд

Электронный билет в Иркутске: уже с первого марта

С 1 марта за проезд в муниципальном общественном транспорте Иркутска можно заплатить безналом.

Новая смарт-карта будет активирована с момента первой поездки, ровно через 31 день её лимит исчерпывается. Через 90 дней купленная, но не активированная карта приходит в негодность. В случае утери или порчи этой карты можно обратиться в киоск по продаже проездных и восстановить ее по идентификационному номеру.

Как и ранее, карты продаются с различным номиналом сроком на месяц. Это карта для одного вида транспорта за 520 рублей, для двух — за 650 рублей и для трёх — за 780 рублей. Также выпущены студенческие смарт-карты со скидкой в 50% и ученические — бесплатные. Эти проездные выдаются по месту учёбы школьникам, находящимся в сложном материальном положении. Для их получения необходимо обращаться к руководителю учебного заведения. Кроме того, в виде электронной карты теперь выпускается и единый социальный билет за 150 рублей, право на который имеют отдельные льготные категории граждан.

По всем этим картам будет проводиться учёт среднего количества поездок, осуществляемых с помощью электронного билета. Также учёт пассажиропотока будет проводиться специальной системой на выходе из транспорта. Таким образом, будет определено среднее количество поездок, совершаемых различными категориями граждан.

— В настоящий момент региональный бюджет компенсирует транспортным предприятиям 30 поездок одного льготника в месяц в рамках единого социального билета. Если же поездок совершается больше — эти затраты уже ложатся на плечи предприятия. В течение тестового периода мы выясним точное количество поездок, которые необходимо компенсировать. Мы считаем, что положительная реализация проекта подвигнет и частных перевозчиков к внедрению аналогичной системы на своём подвижном составе, — рассказала начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина.

Для введения новой системы не использовались бюджетные средства — монтаж оборудования и печать смарт-карт осуществляются за счёт частного инвестора. В дальнейшем в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях будут установлены информационные терминалы для выяснения оставшегося количества дней и поездок на карте.

— Эта электронная система позволит нам в будущем ввести именные пополняемые карты с неопределённым сроком действия. Их можно будет пополнять как онлайн с банковских карт, так и с помощью специальных приложений смартфонов. Все это технически возможно, однако нужно время, людям необходимо привыкнуть и перестроиться на новую систему, — сообщил заместитель начальника управления транспорта Иркутска Евгений Шумейко.


Людмила Невмержицкая, «Пятница»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем