Что такое бульвар Гагарина? Это щербатая набережная реки Ангары с выписанными по её подолу признаниями в любви, с хохочущими друг над другом бессовестными чайками и с хлёстким прохладным ветром, который то ласково обнимает тебя за плечи, то толкает в грудь и спину, то заплетает солнце в волосы. А ещё это страстная, сладкая, безудержно зелёная юность, которая была, есть и всегда будет у иркутян.
«ИрСити» в июне 2021 года запустил новый проект — «Прогулки по городу». В первом, летнем, сезоне, мы расскажем про семь улиц в центре Иркутска (уже вышли тексты об улице Карла Либкнехта и Цесовской набережной), материалы будут публиковаться раз в две недели. Проект не предполагает создание энциклопедических статей об улицах Иркутска. Журналисты нашего сайта опишут их такими, какими увидят сами. Где-то неуютными, не обустроенными, небрежными, но любимыми и по-своему особенными.
Помните, где мы остановились в прошлый раз, когда пробирались между заборами на Цесовской набережной? Шепну на ушко – прямо перед Глазковским мостом. Я выбралась на бульвар Гагарина ранним утром, когда по дорогам ещё ползали большие машины-мусорщики, и почему-то ноги меня сами понесли туда. Я спустилась по узким стареньким ступенькам под мост на обкусанную каменную площадку – река здесь бурливая, шепчущая. Располневшая Ангара крутится, танцует, скачет по краю берега, заполняя собой нижние края.
С этой площадки под мостом наверх уходит широкая тропа – как раз на Цесовскую набережную, чтобы ловко пройти, не боясь попасть под колёса машин. Я сначала хотела чуть подняться по этой тропе, но не решилась – в каменной нише лицом к лицу спали два человека, поджав ноги и засунув худые руки между колен. Я не стала их тревожить и тихонько ретировалась.
Набережная улица – так раньше назывался бульвар Гагарина – начала формироваться в конце XVII века. К 1729 году она доходила до нынешней Карла Маркса, где в то время находился палисад. На набережной были рыбные лавки, жилые дома, пристани. В начале XIX века сюда переместили резиденцию иркутских градоначальников, которая позже стала резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири.
Во время пожара 1879 года выгорело большинство деревянных строений. В 1908-м в честь завершения строительства Великого Сибирского пути на пересечении набережной и улицы Большой установили памятник Александру III, сделанный скульптором Робертом Бахом. Вокруг памятника разбили сквер. «Царя» убрали в 1920 году, после восстановления советской власти в Иркутске. Постамент долгое время пустовал, а потом на нём установили шпиль. «Императора» вернули в 2004 году.
В 1950-1960-х Набережная была существенно реконструирована — на всём протяжении возведена высокая подпорная стенка и парапеты. До строительства Иркутской ГЭС набережную регулярно затапливало во время зимнего половодья. Своё нынешнее название – бульвар Гагарина – набережная получила в апреле 1961 в честь первого полёта человека в космос.
Место в «хвосте» бульвара Гагарина, возле моста, наверно, самое неуютное на всей набережной, отчего порой кажется глухим, хотя ничего не мешает любоваться другим берегом, цепляясь взглядом за верхушки крохотных домов. Солнышко сюда заглядывает мало, а в сумерках тут довольно темно. Благоустройство начинается несколько позже. Через дорогу темнеет разноуровневый, полустеклянный бизнес-центр «Троицкий», взявший себе старое название улицы 5-й Армии. Красоты в нём мало, поэтому хочется отвернуться обратно к воде.
Чуть пройдя вперёд, натыкаешься на миленькую, аккуратненькую детскую площадку в кустах, но пешеходного перехода прямо к ней нет, что было бы полезно для мамочек с колясками. Да и сделан городок в странном месте – возле дороги. Конечно, бульвар Гагарина даже в часы пик не так запружен машинами, как, например, Ленина, Седова или 3-го Июля, но дышать выхлопами – такое себе развлечение.
С этой площадочки начинается длинная внутренняя аллея, протянутая по всей длине бульвара. Здесь можно гулять, скрывшись за зелёными деревьями от ветра, солнца и гомона чаек. Асфальт весь покрыт тонкими паутинами трещин, местами он чуть вспучился, а местами – наоборот, примялся.
Дорожка выводит на обширную пустую площадку, смотрящую прямо на перекрёсток с улицей Чкалова. В уголке на постаменте стоит бронзовый памятник воину-десантнику с чертами «отца ВДВ» Василия Филипповича Маргелова. Установили мемориал в 2018 году. Лавочки здесь расставлены также по углам. Посреди площади – канализационный люк. А в целом - пустовато.
Почему-то сложно представить, что сюда с пар сбегают студенты истфака, расположенного в здании №2, что на углу Гагарина-Чкалова. Раньше, кстати, в нём размещался и мой родной факультет филологии и журналистики. Мы часто и подолгу гуляли по набережной в любое время года. Весной и осенью сидели под деревьями, рассыпав вокруг себя ручки и учебники, а зимой ели мороженое прямо на улице, несмотря на мороз и ледяной ветер с Ангары.
Но сейчас – июль. И утро. Поэтому на набережной нет студентов, а есть я, дворники и спортсмены – бегуны и велосипедисты всех возрастов. И то хорошо.
Напротив здания арбитражного суда, по часам которого можно сверить время, температуру воздуха и курс валют, проходит мой самый любимый участок внутренней аллеи – прямой, со старым треснувшим асфальтом, скрытый от всех разлапистыми лиственницами и ёлками. Идёшь, будто завёрнут в тонкий, прозрачный воздух.
Следующий скверик – памятник сотрудникам МВД с крестом, фонарями и всегда аккуратными венками. Здесь с бульваром пересекается красивая улица Российская, просматриваемая далеко вперёд, до неровного городского горизонта. На углу, скромно отступив от городских улиц и прикрывшись зелёной тенью, стоит одно из знаковых зданий в городе – многоярусный кирпичный дом в стиле модерн, с арками, подземными парковками и узкими двориками. Он построен по проекту архитектора Владимира Павлова. На Всесоюзном архитектурном смотре-конкурсе дом на набережной признали лучшим объектом 1987 года.
Следом стоит ещё один памятник – дом купца Солдатова, в котором жил геолог, географ-путешественник, писатель, исследователь Центральной и Восточной Азии, академик Владимир Обручев.
Следом - чуть прикрытое деревьями административное здание с навешанными на фасад кондиционерами и отель «Иркутск», принадлежащий бывшему губернатору Сергею Ерощенко. До 2004 года «Иркутск» был «Интуристом», где размещались, как понятно из названия, сплошь иностранцы. Первые постояльцы здесь появились в феврале 1979 года. За свою историю здание повидало немало – и фарцовщиков, и бандитов, и девушек с «низкой социальной ответственностью», а потом разруху и мрак. Сейчас отель нарядный и аккуратный.
Напротив него, посреди зелени набережной стоит рыжее круглое строение – немного глухое и слегка даже загадочное. Хотя загадки в нём нет. Это сохранившийся с давних пор общественный туалет. Работает ли он? Я – без понятия.
Тут одна дорожка распадается на три, все они выбегают на «круг». В серёдке лет пять назад разбили клумбы и установили гигантскую «лампу с абажуром». «Кругом» площадку называют, потому что в этом месте линия набережной неожиданно рисует половину окружности. Это одно из культовых мест в городе, где обычно собираются творческие и крайне харизматичные люди. Когда я была подростком, здесь тусовались неформалы, попивая пиво и горланя песни под гитару и чаячий бэк-вокал. А ещё раньше сюда приходили местные художники, чтобы подработать на постояльцах «Интуриста».
А вот напротив «Иргиредмета», который и сам является учреждением с красивой историей, и здание, в котором оно находится, привлекает своим размахом и формами, а при солнечном лете сверкая так, что видно с противоположного берега, не так давно разбили славный сквер – со светлой плиткой, фонарями и шикарными клумбами, в которых, если постараться, можно найти по ромашке.
Если шлёпать дальше, то через дорогу попадётся аккуратное и светлое здание госовского факультета международного права. Это памятник, дом купцов Сибиряковых. Выглядит хорошо, хотя на фоне «Иргиредмета», конечно, теряется. А в аллее натыкаюсь на развороченную урну – дворники с утра не успели добраться.
На газончиках стоят странные деревянные скульптуры – маленькие расписные фигвамы, лодка и медведь, смотрящий на всё с лёгким изумлением. Пояснительную табличку я не нашла, но помню, что подобные конструкции периодически появляются на бульваре Гагарина.
Дальше бело-зелёный забор, без которого нынешний Иркутск представить невозможно. Честно? Ужасно хочется собрать по всему городу этот забор и обнести им здание мэрии, а заодно и правительства. Потому что надоело. Потому что, пожалуйста, придумайте что-то приятное глазу, а не это вечно рассыпающееся уродство. К тому же всегда за такими заборами невесть что происходит. Вот и за тем, что поставили в тени на набережной, – какой-то бардак. Видимо, снесли киоск, а что сделать на его месте – пока не придумали. Выглядит несуразно, особенно при внешнем стремлении вычищать набережную до скрипа.
Чтобы перестать плеваться от возмущения, перевожу взгляд на дорогу, и сердце в груди вновь подпрыгивает. Вот они, мои зайцы. Стоят, вкопанные в землю. Три полуживых деревянных дома. Первый – тишайшая усадьба Желейщикова. Второй – нежно мной любимый дом врача Аркадия Рассушина. Третий – страдалец дом Пророковой, сгоревшие останки которого стыдливо прикрыты баннером, а смотреть на этот баннер – сплошная мука.
В маленьких домиках глухо и пусто – без человека они ветшают как будто раза в три быстрее. Это тот случай, когда снести нельзя, но и заниматься ими никто не собирается. Ведь, чтобы хоть как-то вдохнуть в них жизнь, нужны бешеные деньги и море свободного времени.
М-да. Хватаю воздух ртом и ускоряю шаг. Дыхание можно перевести в сквере с «головой» Юрия Гагарина, которую украшает аккуратная клумба (новинка сезона – подставки для цветов в виде звёзд). Здесь смотровая площадка с выставленными в ряд скамейками. А можно спуститься вниз, к причалу, на котором располагается кафе и откуда стартуют речные трамвайчики. Тихо плещется Ангара. Ещё пару лет назад здесь можно было выйти на берег – у подножия подпорной стенки бежала лёгкая тропинка. Сейчас – всё под водой.
После этого аллейка делает небольшую дугу, выводя пешеходов к площади перед Александром III, в которую упирается Карла Маркса. Но до этого можно капельку полюбоваться Белым домом, где раньше находилась резиденция генерал-губернаторов Восточной Сибири, а затем долгое время размещалась научная библиотека Иркутского госуниверситета. В 2016 году учреждение перевели в новое здание на улице Лермонтова.
Ещё одно красивейшее здание, которое выходит углом на перекрёсток Маркса-Гагарина – это первый в Иркутске музей. Раньше здесь размещалось Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, сейчас - отдел истории областного краеведческого музея. Само здание и его территория, правда, требуют порядка: кое-где треснуты окна, потрёпана кирпичная кладка, а деревья во дворе растут довольно хаотично. Территория обнесена зелёным заборчиком в мелкую сеточку, за ним идёт узкий тротуарчик, который тянется мимо футбольного поля и института математики прямо к южной трибуне стадиона «Труд».
А царь…а царь, как обычно, смотрит на всё философски, с утра пораньше может показаться, что он даже слегка ухмыляется. Но не больше этого – нужно держать осанку.
Сейчас площадь украшена разноцветными флагами в честь 360-летия Иркутска. И царь Александр смиренно это одобряет - что ещё остаётся делать? Когда я смотрю на его крепкую широкую фигуру, я вспоминаю середину далёких «нулевых», когда молодёжь не смогла смириться с возвращением «императора» и упрямо продолжала назначать встречи «на шпиле». Зато есть новые приметы времени – прокат самокатов, выстроенных в ровный ряд и ждущих своих наездников с утра пораньше.
Площадь перед «царём», с одной стороны, единственная в центре города крупная и открытая локация, чтобы устраивать пышные праздники – соревнования, концерты, дискотеки, а с другой, - это место для солнечных ванн, потому что солнце здесь коварно сговаривается с ветром, и ты не чувствуешь, как обгорают твои уши и нос.
Здесь часто можно встретить иркутских музыкантов и немного пострадать от нескончаемой стаи голубей, которые за еду готовы делать сальто назад и танцевать ламбаду на руках кормящего. Главное – беречь голову от «голубиной почты».
Вниз от площади спускаются ступени, на некоторых сделаны деревянные сидения, чтобы расслабиться и посидеть – вид отсюда открывается вполне славный: на фонтанчик, который в ночи разливается разными цветами, на колесо обозрения на Конном и на белую «ракушку» на Юности.
Некоторые прохожие оказываются сердобольнее меня и подкармливают чаек – молодая пара подбрасывает какие-то крошки, а птицы ловят угощение прямо на лету. В какой-то момент с фонтана срывается белоснежное галдящее облако и устремляется сюда, к двум маленьким добрым людям.
От площади дорожка ныряет в тёмную зелень – здесь раньше находился Александровский сад, большую часть которого спроектировал иркутский архитектор Владимир Рассушин. Сейчас дорожка сначала подводит к двум ресторанным комплексам (в одном сразу два заведения: «Шпиль» и «Александровский сад») и детской площадке. Последняя пользуется популярностью – городок тут хоть и маленький, но очень симпатичный. Днём здесь всегда стоит детский радостный галдёж.
За городком тропинка продолжается и открывает вид на странное сооружение – гигантские камни заросли мхом, а плитка на самом верху потрескалась и превратилась в лабиринты травы. Эта смотровая площадка существует столько времени, сколько я себя помню. И в детстве нравилось скакать по ней, представляя себя хозяином старинной крепости.
А впереди – нечто: территорию бывшего клуба «Акула» решили переделать. Все подходы к нему перекопаны и присыпаны песком, плитка местами уложена хаотично, в одном месте свален мусор, в другом – стоят крепкие стопки камня. Пройти по территории можно - только осторожно. Если не хочешь топтаться на стройплощадке, придётся идти по обочине или бордюрам.
Года два назад говорили о масштабном благоустройстве этого места, но, пока я гуляла, каких-то особых перемен не заметила. Да, дорожки стали прямее, газоны ухоженнее, появилась огромная зона для посиделок и не только, на реку смотрит рядок из качелей, на которых любят сидеть влюблённые парочки. Но ничего из ряда вон выходящего.
Сама набережная здесь в довольно удручающем состоянии – треснутая подпорная стена, разбитые парапеты, непорядок подчёркивает поднявшаяся в уровне заводь возле моста на остров Юность. Скрашивают горькие мысли несколько пар уток, плавающих друг за дружкой и по переменке ныряющих. Сегодня активно обсуждается проект создания единой набережной Ангары - на это уйдёт не один год.
По другой стороне, через дорогу, после краеведческого музея заканчивается господство Госуниверситета. А потом, вплоть до самой улицы Кожова, начинается целая череда медучреждений – сначала корпуса медицинского университета, а затем детская областная клиническая больница - большая, красивая, с замечательной историей.
Она была открыта в 1871 году. Сначала называлась Гражданской, а позже, во время строительства, стала именоваться Кузнецовской больницей – в честь статского советника Ефима Андреевича Кузнецова, пожертвовавшего деньги на создание лечебного учреждения.
Этот участок бульвара Гагарина хорош тонким сочетанием деревянной и каменной архитектуры. От каменных зданий веет покоем и значимостью, от деревянных – уютом, деревенским бытом и немного землёй. Если заходить во дворы, можно наткнуться на старые почтовые ящики, узкие створки входных дверей, крепкие лестницы и резные окна. К сожалению, идти по этой стороне бульвара Гагарина очень неудобно – слишком узкий тротуар, который требует не только расширения, но и ремонта. Днём здесь просто невозможно – машины или паркуются по краям, или рычат в плотном потоке.
После лихого поворота на улицу Кожова начинается другая дорога и почти другая жизнь – сплошные офисные помещения из стекла и бетона, неприбранная набережная и снующие автомобили. Без особой надобности туда можно и не ходить, лучше свернуть на мост, уводящий на остров Юность, чтобы полюбоваться синим небом, успокоиться тихим шелестом реки Ангары и надышаться прозрачным воздухом. Но это уже другая история.