В этом году городу Лысьва Пермского края присвоили почетное звание «Город трудовой доблести». В Великую отечественную войну Лысьвенский металлургический завод (тогда завод № 700) производил каски, которые не раз спасали солдат от неминуемой гибели. Сегодня «ММК-Лысьвенский металлургический завод» — единственное предприятие в России, которое производит электролитически оцинкованный прокат и прокат с полимерными покрытиями на его основе. Журналист Анна Кобзе съездила в Лысьву, чтобы узнать, как делают и где используют эту уникальную продукцию.
Применяют в строительстве и производстве автомобилей
Переодеваюсь в спецодежду, надеваю каску, смотрю короткий и нескучный ролик о технике безопасности — на экскурсию готова. По заводу меня и коллег ведет Юрий Мазунин, начальник управления качества.
— Основное назначение проката — строительная индустрия: металлочерепица, сайдинг, сэндвич-панели. Для внутренней отделки его тоже можно использовать. Можно и для корпусов бытовой техники, например, холодильника или микроволновки, — комментирует Юрий Мазунин.
В среднем в месяц завод производит 20-25 тысяч тонн металлопроката с покрытиями, из них около тысячи тонн для нужд автомобилестроения. На заводе даже стоит необычный экспонат — кузов Niva Travel. ММК-ЛМЗ с 1995 года производит оцинкованный автолист специально для «АвтоВАЗа». Впечатляет!
Бешеная скорость и стильное окрашивание за тайной дверью
Экскурсия началась с входного участка. Вижу рельсы: неужели вагоны заезжают прямо в цех? «Всё так», — подтверждает Юрий Мазунин. Сюда по железной дороге привозят чёрный металл. В прошлом году чёрный прокат из Магнитогорска стали поставлять по железнодорожной ветке через станции Кузино и Кын, грузовые составы по которой не ходили более десяти лет. Использование этого пути сократило время доставки сырья с семи до четырех дней.
После разгрузки рулоны металла отправляются в путешествие по агрегату нанесения защитных покрытий.
Башенные аккумуляторы-накопители обеспечивают постоянную скорость производства — 72 метра в минуту. Когда одна полоса заканчивается, расходуется следующая из накопителя.
Сначала с полосы удаляют все мелкие неровности и загрязнения, и только когда она становится идеально ровной, отправляется на электролитическое оцинкование, которое защищает от коррозии. После этого на полосу наносят хроматное покрытие, покрывают грунтом и отправляют в печь при температуре 232 градуса.
Теперь полоса готова к окрашиванию. Юрий Мазунин открывает нам дверь с надписью «Посторонним вход запрещен». Она ведет в камеру финишной отделки, куда чужих не пускают, но сегодня для нас сделали исключение. Здесь покрывают полосу полиэфирной эмалью. Завод освоил около 30 оттенков, но может нанести совершенной любой. ММК-ЛМЗ сотрудничает с проверенными российскими и зарубежными производителями, на складе большие запасы краски, поэтому нет никаких проблем с поставками.
Нанесли эмаль — снова отправили полосу в печь, а затем охладили. Перед упаковкой и отгрузкой обязательный этап — проверка качества на участке техконтроля. И только после этого металлопрокат отправляют клиенту.
Необычный прокат с рисунком под дуб, графит и кирпич
ММК-ЛМЗ может не только превращать серый металл в красный, зеленый или желтый, но и буквально печатать на полосе декоративный рисунок, который имитирует камень, кирпич или дерево. На заводе производят оцинкованный прокат SteelArt по уникальной корейской технологии. Методом офсетной печати у ММК-ЛМЗ получается создать многоцветное и объемное изображение с эффектом 3D.
Прокат SteelArt приятный ощупь: на рисунке под дерево чувствуется каждая прожилка, а принт под минерал невероятно гладкий. Помимо эстетических свойств, продукция имеет массу функциональных преимуществ. Универсальный прокат можно использовать для внешней отделки и дачи, и многоквартирных домов, он не выделяет токсичных газов и устойчив к огню и влаге.
Суть производства SteelArt в многослойности. Специалисты завода рассказали про все этапы: сначала на сталь наносят грунт, затем цветовую основу, чернила, сам рисунок и лаковое покрытие. Принты, кстати, невероятно красивые! Мои фавориты — «античный дуб» и «кварцевый сланец». А из цветов понравился «зелёный хром», «серый графит» и «черный янтарь».
Отгружают вагонами и машинами по всей стране
ММК-ЛМЗ отправляет продукцию на автомобилях и в вагонах по России, а также в ближнее зарубежье — Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Беларусь. Были поставки даже в Финляндию, Португалию и Польшу. Неудивительно — с ММК-ЛМЗ хотят работать многие, потому что, по словам Юрия Мазунина, завод может исполнить практически любое желание клиента.
Гибкость и адаптивность — важные и ценные качества завода. Завод работает на одинаковых условиях и с теми, кто покупает несколько тысяч тонн проката в месяц, и с теми, кто покупает несколько рулонов в квартал. Не обязательно заказывать только один вид проката: в одном вагоне могут сформировать продукцию разных оттенков и разной толщины. Как отметил начальник коммерческого управления Сергей Егоров: «Мы мобильные: сегодня оплачиваешь, завтра к тебе едет уже машина с металлом, не нужно ждать месяцами».
У ММК-ЛМЗ большие планы на 2022 год, и не только по увеличению количества цветов и рисунков для оцинкованного проката.
— Сейчас при строительстве больниц востребованы так называемые антибактериальные покрытия, которые устойчивы к постоянному использованию обеззараживающих средств. Мы провели лабораторные испытания и скоро будет выходить с ними на производство. А еще будем работать с антивандальными покрытиями, с которых легко стирать незапланированные граффити обычной тряпкой, — прокомментировал директор Алексей Кузнецов.