Юбилейный – один из самых необычных микрорайонов Иркутска. Если посмотреть на карту, то покажется, что добраться оттуда в центр города не так уж и сложно: совсем рядом плотина, чуть дальше есть Академический мост. Но если нет своей машины, то задача окажется уже не такой тривиальной. Придётся выбирать между относительным комфортом в троллейбусе, который едет очень долго, и относительной быстротой автобусов и маршруток, в которых некомфортно находиться.
Очередная «инспекция» городского общественного транспорта началась от Центрального рынка, откуда можно уехать практически в любой из районов Иркутска. Из центра в Юбилейный можно добраться несколькими способами:
- на автобусах №3 и №80 от остановки «Центральный рынок» на улице Софьи Перовской; №40 от остановки возле рынка «Четыре сезона» на улице Дзержинского (муниципальный);
- на маршрутке №2 от остановки «Центральный рынок» на улице Байкальской (возле торговой площади Павла Чекотова);
- на троллейбусе №8 от остановки «Улица Ленина» возле стадиона «Труд».
Я предпочёл первый вариант. «Тройка» и «восьмидесятка» – одни из самых популярных городских маршрутов, ждать долго эти автобусы не приходится. Хотя и маршруток, идущих в Юбилейный, тоже довольно много, но, если есть возможность прокатиться на автобусе, лучше выбрать его.
Пока шёл возле «Шанхайки» и Центрального рынка, понял, что эту территорию весной нужно как-то закрывать от глаз приезжих, потому что показывать всё это стыдно. Грязь, разбитые тротуары, кривая дорога с трамвайными путями и собаки, окружающие пешеходов.
Решил не садиться на первый же попавшийся автобус, чтобы посмотреть, соблюдают ли они интервалы. За 15 минут через остановку проехали четыре автобуса – неплохой результат к вечеру и приближающемуся часу пик. В 16.35 я выехал в Юбилейный на «тройке».
В студенческие времена часто катался на №3 и №80, когда нужно было ездить в университет. Тогда их состояние оставляло желать лучшего, порой попадались настолько гнилые автобусы, что через дырки в полу можно было смотреть на дорогу. В этот раз повезло больше, но всё равно транспорт оказался изрядно потрёпанным. Иногда – даже в прямом смысле слова.
Грязные полы и спинки сидений можно списать на скоропостижное наступление весны в Иркутске, но в целом видно, что за автобусом совсем не следят. Разглядеть что-либо на улице через окна очень сложно, потому что изнутри они постоянно запотевают, а снаружи на них вековой слой пыли. Но зато можно делать концептуальные фотографии, которые отражают всю бренность бытия.

К 17 часам автобусы традиционно забиваются на остановках у художественного музея и сквера Кирова. Среди пассажиров много студентов, которые возвращаются домой или в общежития после учёбы.
Участок от сквера до моста проехали на удивление быстро. Повезло, что не было никаких ДТП. Снова вспоминаются студенческие времена, когда приходилось стоять в пробке возле иняза, а иногда даже выходить из автобуса и идти пешком через мост – потому что так было быстрее. А вот на левом берегу движение стало стопориться. Сначала мы медленно плелись на 2-й Железнодорожной, а потом встали в затор на Лермонтова возле политеха. К тому времени людей в автобусе стало очень много. С задней площадки нужно было выходить заранее, чтобы суметь пробраться через скопление пассажиров и не проехать свою остановку.

Но всё же нам повезло – по-настоящему крупных пробок удалось миновать, мы проехали наиболее сложные участки пути до того, как заторы в городе скопились до традиционных 7-8 баллов. А после Академгородка ещё и людей стало меньше. В итоге в Юбилейный мы приехали в 17.40 – через час после выезда, что можно считать неплохим результатом для вечера рабочего дня.

Автобус №3 объезжает весь микрорайон, в отличие от №80, который останавливается возле областной больницы и там же разворачивается обратно. Но я не стал наматывать круги и, как и многие другие пассажиры, вышел возле больницы. Остановка там выглядит интересно – узенький тротуар по краям такой же узенькой дороги, множество ларьков и стихийная парковка. Добавим к этому особенности рельефа со всеми подъёмами-спусками и получим не самое комфортное окружение.
К тому же весна делает своё дело – на и так разбитых лесенках заморозилась корка льда. Зато можно пошутить про то, что даже если поскользнёшься и упадёшь, помощь тебе окажут быстро. Если докричишься до кого-нибудь из сотрудников областной больницы.
На конечной остановке «восьмидесятки» также стоят маршрутки №2. По словам местных жителей, они ходят довольно часто, утром их не нужно долго ждать. Проблема в том, что это маловместительный транспорт: салон заполняется уже на конечной остановке, после этого людям с боем приходится пробивать себе место, садясь на школе №4 или подстанции.
В Юбилейном я бывал всего два раза, но не уходил дальше местного торгово-развлекательного центра и областной больницы, поэтому решил немного прогуляться. Впечатления остались странные. Наверное, летом там симпатично, потому что на улицах много деревьев, но весной микрорайон выглядит слегка жутковато – в первую очередь из-за грязи и неубранных тротуаров. Местами снег и лёд всё-таки откололи, но не убрали, поэтому они валяются кучами на дороге и тротуаре.
А на одном из съездов во дворы пришлось даже включать видеосъёмку, чтобы показать всю «комфортность» городской среды. Предполагаю, что такими кадрами никого не удивить, но хотелось бы, чтобы городские службы и управляющие компании относились к своим обязанностям внимательнее.
Добираться до областной больницы пешком – не самая простая задача даже для молодых здоровых людей, потому что на скользком и разбитом тротуаре есть риск стать в один момент не очень здоровым.
На обратном пути возле остановки меня вновь встретили собаки. Кажется, им было лень на что-то реагировать, поэтому никого из прохожих встреча с ними не тревожила.

Спустя полчаса я вернулся на конечную остановку возле больницы и решил выбираться в центр. Там были несколько маршруток и автобус №80. Возвращаться решил с комфортом, если это слово применимо для поездок в городском общественном транспорте, и выбрал автобус.
К тому моменту «2ГИС» оценивал ситуацию с пробками в городе на 9 баллов, но показалось, что на обратном пути никаких сложностей на дороге не было. Мы довольно быстро добрались до ИРНИТУ, где автобус наконец-то подзаполнился. До центра доехали даже скорее, чем до Юбилейного, на это ушло меньше часа.
Юбилейному с общественным транспортом повезло больше, чем Ново-Ленино и Второму Иркутску, где мы проверяли его работу раньше. «Восьмидесятка» и «тройка» – одни из самых популярных городских маршрутов, их обслуживают больше 70 автобусов. Люди жалуются на них и говорят, что они некомфортные и грязные, зимой в них холодно. Но они есть, и на конечных остановках в них можно даже разместиться сидя.
Из разговоров с местными жителями удалось понять, что им хотелось бы увидеть более новые автобусы и замену маршруток, которые ходят по удобному маршруту, но некомфортны сами по себе.
Троллейбус же, по словам жителей Юбилейного, пользуется меньшей популярностью из-за того, что он ходит через плотину, и на поездку в нём уходит больше времени (пусть и за меньшие деньги). Но здесь тоже можно сказать – он хотя бы есть, а вот в Ленинском округе такого транспорта нет. Так что Юбилейный хоть и выглядит немного оторванным от остальной части Иркутска, но всё же добраться до центра оттуда намного легче.