Российский писатель Александр Цыпкин 20 ноября выступил в Иркутске на культурном фестивале «Энергия». Он представил часть спектакля «Интуиция. Монологи». Эта постановка состоит из монологов людей, которые попали на тот свет. Все они сожалеют о том, что не успели сделать. Зрителям предложено решить, кого из персонажей надо отправить обратно, чтобы они смогли прожить свой последний день иначе. Рассказываем, как это было.
— Я успел съездить на Байкал, и туда поспал по дороге, и обратно, — начал после приветствия Александр Цыпкин. — У нас в России, то есть в Москве, сейчас 9 утра, — заметил писатель. В ответ на его оговорку зрители громко и добродушно расхохотались.
— Меня всегда во Владивостоке удивляло то, что они говорят: «На Западе». Я всегда думал, что они про Запад говорят, оказывается, они про нас, — тут же поделился он со смеющимся залом.
Спектакль «Интуиция. Монологи» — это проект, который Цыпкин придумал вместе с актером, художественным руководителем МХТ имени Чехова Константином Хабенским. «Это монологи людей, которые попали на тот свет. И это их первая встреча с кем-то. Константин Юрьевич придумал, чтобы это была собака, — мы ж не знаем, что там будет на самом деле. И их сожаления о последнем дне или о том, что они не успели в этот день сделать», — пояснил Цыпкин.
Спектакль включает в себя 13 монологов людей разных профессий и разного возраста. Но в Иркутске из-за ограниченного времени писатель прочел только семь из них — смешных и горьких, страшных и нелепых, красивых и человеческих.
Среди героев — утонченная 97-летняя учительница французского языка, которая многие годы прожила после гибели любимого мужа и единственной дочери; простой и местами грубый водитель, который украл у своего начальника деньги на операцию 5-летней дочери своей интеллигентной соседки; командир, который спас парня на учениях, закрыв своим телом гранату; 18-летний парень-отличник, которого убили наркотики; женщина, которую обманул любимый мужчина и которая умерла при родах своего долгожданного ребенка, зачатого от донора.
Задумка спектакля такова, что зрителю предложено быть в роли ангелов и решить, кого из героев можно отправить обратно, чтобы они смогли перепрожить свой последний день по-другому.
— Этот спектакль — такая психотерапия, потому что чья боль отзовется у вас, та боль на самом деле существует и у вас, — подчеркнул писатель.
Голосование длится уже 2 года, за это время в нем поучаствовало около 20 тысяч человек.
— Я это называю «Самые честные выборы в стране», — сказал писатель, вызвав у зала очередную улыбку.
Он заметил, что сам каждый раз выбирает по-разному — это зависит от внутреннего состояния.
— Повторюсь, это как поход к психотерапевту. И самое важное, чтобы мы поняли, что то, что не сделали все эти люди в свой последний день, мы можем сделать сами в любой наш день. Мне особенно приятно, что многие мои друзья после того, как побывали на спектакле, стали дарить своим бабушкам духи, многих подвигло позвонить извиниться перед кем-то, многих — никогда не ложиться спать, если поссорились. Потому что нет гарантии, что там что-то есть, но есть гарантия, что будет последний день. И мало ли что что-то недоделаем. Потом оттуда как вернуться сюда? Мало ли, зрители выберут не вас, — улыбнулся Цыпкин.
Уже позже писатель признался, что сам следует этим принципам — всегда целует жену, когда уезжает из Москвы, и никогда не ложится спать, не помирившись.
К сожалению, Цыпкину не оставили времени на вопросы от зрителей, но многие смогли взять у писателя автограф.
На встрече с журналистами Цыпкин ответил на несколько вопросов. Он заметил, что подобные культурные фестивали нужны, когда есть «места, где в более свободной, чем в театре, атмосфере пересекаются автор и зритель».
Про портрет читателя
— У меня нет как такового портрета читателя, каких-то ожиданий. Люди чаще всего с одушевленными глазами. Это всегда так. Потому что иначе нет смысла на мои рассказы приходить, они могут быть не настолько интересны, — подчеркнул Цыпкин.
Он также заметил, что от него «великих произведений ожидать не придется, а вот от коллег — уверен».
Про талант, пиар и возможности
— Всё равно всё зависит от таланта: если он есть, то пиар и личный бренд только ускоряют процесс, если его нет, то ничего не поможет, — заметил Цыпкин.
По его убеждению, у талантливых писателей сейчас больше возможностей прославиться, чем было раньше. «Соцсети всем открыли доступ, если твой текст талантливый, ты его выложишь в Сеть, его все завирусят, если он не талантливый, люди этого не сделают. Всё очень просто. Тебе не на кого свалить свою бесталанность», — заявил Цыпкин.
— Сегодня творческому человеку в разы проще, чем ранее. Потому что тебе ничего не мешает. Раньше можно было свалить на издателя, на продюсера, на редактора, сегодня есть интернет, выложил, если людям нравится, то они тут же это сделают вирусным, — пояснил писатель.
«Люди окончательно в соцсетях и никогда уже оттуда не выйдут»
Про спецоперацию
Цыпкин заметил, что пока что не планирует писать рассказы об участниках спецоперации.
— Для этого нужно будет пообщаться с людьми, которые там были. Пока это, мне кажется, это будет спекуляция, — заметил он.
Он также не согласился, что Россия проиграла информационную войну.
— Нет, внутри — нет, а снаружи ее невозможно выиграть, потому что все каналы у других игроков, ее невозможно было выиграть ни при каких обстоятельствах, а внутри она выиграна, очевидно, — заметил писатель.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.