В Иркутске в июле 2022 года на улице Трактовой водитель Toyota Progres сбил мужчину — тот внезапно оказался под колесами автомобиля. Пострадавший скончался в больнице. Водителя признали по делу невиновным. Но сын погибшего всё равно пытался взыскать с него 1,5 миллиона рублей в счет компенсации морального вреда. Правда, оказалось, что отношения между родственниками оказались не очень-то и близкими. Подробности этого разбирательства опубликованы в базе Иркутского областного суда.
ДТП произошло уже поздно вечером. Во время проверки обстоятельств сотрудники ГИБДД выяснили, что водитель Toyota Progres Семен Сирота ехал по Трактовой в сторону Свердловского района. На улице уже было темно, горели фонари, фары у иномарки тоже светили, а скорость была невысокой – не более 60 километров в час. Уже когда он оказался в районе ТЦ «Дар», внезапно увидел человека на дороге, который спрыгнул с металлического отбойника. До этого водитель не заметил мужчину — он скрывался за бетонным столбом между ограждениями.
– Расстояние между автомобилем и пешеходом было около 2 метров, не более. Водитель тут же нажал на педаль тормоза, но наезда избежать не удалось. Он тут же остановился, вышел из машины, подошел к пешеходу и тут же стал звонить в скорую помощь и полицию. Сначала приехала скорая помощь, пострадавшего мужчину увезли в больницу. Затем приехали сотрудники полиции, — отмечается в судебном решении.
Пешеход умер в больнице, у него были множественные травмы, а в крови — алкоголь. Экспертиза позже подтвердила, что водитель Toyota Progres не мог избежать наезда на пешехода – у него просто не было технической возможности экстренно затормозить. Потому уголовное дело в отношении Семена Сироты возбуждать не стали: не было состава преступления.
Но в 2023 году на Сироту в суд подал сын погибшего Михаил Селезнев. Он потребовал взыскать с водителя 1,5 миллиона рублей в счет морального ущерба. Мужчина заявил, что смерть отца нанесла ему «неизмеримый моральный вред»: погибший был жизнерадостным, активно занимался семьей и домашними делами, а теперь его семья испытывает горе, чувство утраты, беспомощности, разочарования, одиночества. Истец также добавил, что водитель иномарки не оказал никакой помощи семье погибшего.
Районный суд иск удовлетворил, но только частично и взыскал с водителя 30 тысяч рублей. Сирота с этим не согласился и подал апелляцию. Но в суде выяснилось, что погибший не имел определенного места жительства, сын его после ДТП в больнице не навещал. Более того, свидетельство о смерти отца мужчина получил только через полгода, похороны он не организовывал — погибшего похоронили за госсчет как невостребованного. А его могила теперь — заросший участок с плитой, на которой имеется только номер захоронения, то есть сын за ней не ухаживает.
Кроме того, в суде ответчики представили запись разговора погибшего со своей сожительницей о том, что он хочет причинить себе вред.
Иркутский районный суд эти обстоятельства не учел, зато на них обратил внимание Иркутский областной суд. На заседании Михаил Селезнев сказал, свидетельство о смерти отца он получил, чтобы обратиться в страховую компанию и суд. Страховку, кстати, он получил — в сумме 475 тысяч рублей. Но спорить с тем, что никак не ухаживает за могилой отца, не стал.
Облсуд посчитал, что при таких обстоятельствах, 30 тысяч рублей – это слишком крупная сумма для компенсации морального вреда. Но поскольку смерть исключила возможность для Михаила Селезнева наладить близкие отношения с отцом, какой-то ущерб всё же нанесен. Он оценил компенсацию в 3 тысячи рублей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.