Внеочередная, 19-я сессия законодательного собрания Иркутской области состоялась 17 декабря. Чем она была примечательна? Во-первых, повестка состояла всего из трёх вопросов. Во-вторых, инициатором сессии стал губернатор региона Сергей Ерощенко. В-третьих, все законопроекты вносились в крайне оперативном режиме. И главное, - все они приняты в окончательном чтении. Вот такое единство и согласие продемонстрировали сегодня депутаты заксобрания и глава региона. Любо-дорого.
Сельским поселениям подкинули деньжат
В число «оперативных» попали поправки в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Впервые о них узнали 10 декабря из мало что объясняющего сообщения пресс-службы правительства региона.
Оказалось, что в такой оперативности «виноват» президент РФ, подписавший закон об изменениях в Бюджетный кодекс и потребовавший привести региональные бюджеты в соответствие до 1 января 2015 года.
Как рассказала на сессии министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, есть несколько позиций. Одна из главных – это изменение нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и единому сельскохозяйственному налогу для сельских поселений. Федеральный законодатель установил НДФЛ в размере 2%, единый сельхозналог – 20%.
Правительство Иркутской области решило оставить налоги на уровне 2014 года. Таким образом, к требуемым процентам в федеральном законе прибавились 8% по НДФЛ и 30% по единому сельхозналогу.
Кроме того, решено отменить по всем муниципальным образованиям госпошлину за выдачу лицензий на реализацию алкогольной продукции, так как шесть муниципалитетов, в том числе и Иркутск, лишились этих полномочий.
Самым «скандальным» изменением бюджетного законодательства, если судить по документам, опубликованным на сайте заксобрания, стало исключение численности населения из нормативов при распределении дотаций на выравнивание местных бюджетов.
«По средним статистическим данным, в Иркутской области живёт 2,418 миллиона человек, из них 45% - в Иркутске, Братске и Ангарске. Если сохранить как один из основных критериев на 2015 год численность населения, то основной объём нецелевой финансовой помощи будут оттягивать эти три муниципалитета, у которых за счёт жителей доходный потенциал выше, чем у других», - пояснила Бояринова.
Конкретные цифровые воплощения в областном бюджете на 2015 – 2017 годы мы увидим к очередной сессии заксобрания, которая состоится 24 декабря.
Отобрали земли
Довольно-таки жёсткой мерой, предложенной губернатором, а затем поддержанной депутатами регионального парламента, стал законопроект о перераспределении некоторых полномочий между органами местного самоуправления и правительством. Речь коснулась полномочий при распоряжении земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, и установки рекламных конструкций. Единственными муниципалитетами, у которых правительство отобрало эти функции, стали Иркутск и Иркутский район.
Министр имущественных отношений региона Антон Протасов сообщил, что подобные законы принимаются по всей стране. В пример почему-то привёл Московскую область, забравшую у муниципалитетов порядка 40 полномочий, в том числе в жилищно-коммунальной, градостроительной сферах, а также в земельных отношениях.
Протасов заметил, что полномочия по земле в Иркутске будут переданы правительству с 1 января 2015 года, в Иркутском районе - с 1 января 2016 года. Ранее власти региона уже распоряжались землями Иркутска, так как в августе 2013 года вступил в силу федеральный закон, распространявший эти меры только в отношении административных центров. С мая 2014 года это стало возможным во всех муниципальных образованиях.
Такую однозначную позицию в отношении Иркутска и Иркутского района правительство объясняет неэффективностью работы органов местного самоуправления. Так, за 9 месяцев 2013 года администрация Иркутска предоставила 1,2 тысячи земельных участков для эксплуатации расположенных на них зданий. А правительство за три месяца того же года – аж 888, что в 2,2 раза больше, чем областной центр.
Кроме того, правительство на торгах в 2013 году продало 56 земельных участков на сумму 195,7 миллиона рублей. В результате поступления в консолидированный бюджет Иркутской области выросли в 3,14 раза.
Одной из основных претензий к администрации Иркутского района являются нарушения в предоставлении земельных участков, большое количество которых относится в землям лесного фонда и располагаются в прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища. Так, например, районной мэрии припомнили продолжающуюся историю с выделением участка лыжни на 11 километре Байкальского тракта под строительство дач.
По документам, опубликованным на сайте заксобрания, сейчас региональные власти планируют «реализацию крупных инвестиционных, социальных, культурных проектов, в том числе на территории города Иркутска и Иркутского района». Что именно, не уточняется.
Депутат Владимир Матиенко задал логичный вопрос, как к этому относится администрация Иркутска. Ответ был вполне логичным – против. Так, например, иркутские власти рассчитывали на норму федерального закона, по которой распоряжение этими земельными участками переходит на уровень муниципалитета с 1 марта 2015 года. И естественно, специалисты заявили о противоречиях между региональным и федеральным законом. К тому же, мы помним, сколь велики были амбиции кандидатов в депутаты думы Иркутска, которые связывали свою деятельность как раз с открывающимися возможностями по земле.
Кроме того, администрация заметила, что при распоряжении земельными участками она может претендовать на дополнительные источники дохода в бюджет, например, от приватизации или аренды.
К слову, по вопросу выступил депутат, руководитель одного из крупнейших застройщиков в городе Алексей Красноштанов, заявив, что эти полномочия надо было отдать муниципалитетам: «Московская область взяла на себя не только полномочия по земельным отношениям, но и по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству. Главная мотивировка закона - устранение административных барьеров, максимум полномочий отдать на муниципалитет. Заксобрание Курганской области решило передать на уровень городских поселения. Не хватает у нас возможностей выделять земельные участки в необходимом объёме, чтобы у нас велось массовое жилищное строительство. Я понимаю, если бы сегодня отдали полномочия муниципальным образованиям, а с них бы только спрашивали и контролировали. Это было бы правильно».
«Власть обманывает переселенцев из зоны БоГЭС»
Ещё одной животрепещущей темой внеочередной сессии стало решение о продлении срока предоставления жилья и социальных выплат переселенцам из зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС.
Как пояснила министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Марина Садовская, срок действия закона заканчивался 31 декабря 2014 года. Губернатор региона Сергей Ерощенко предложил продлить соцподдержку переселенцам до 30 июня 2015 года. Изменения коснутся около 70 человек. На их переселение в 2015 году дополнительно потребуется 36 миллионов рублей. Эти деньги планируется учесть при корректировке бюджета в следующем году.
С резкой критикой законопроекта выступил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, который заявил, что вопрос о продлении срока вставал ещё давно, поэтому непонятно, почему правительство региона внесло законопроект только сейчас. По его словам, документ был предоставлен на заключение за три рабочих дня до сессии, а в такие короткие сроки прорабатывать сложные социальные вопросы невозможно.
«Так уж повелось, что по данной теме только у меня есть какие-то особые мнения. Один из работников мне сказал: «Ты бузотёр, Лукин». Я не бузотёр, я отстаиваю конституционные права и свободы граждан не только на основании законов, но и также на основании - как я давал клятву - вопросов справедливости», - заметил омбудсмен.
Лукин предложил исключить из закона всякие сроки, чтобы не надо было снова его продлевать. Он напомнил о постоянном переносе сроков введения в эксплуатацию детского сада и больницы в посёлке Луговое в Иркутске. По его словам, жителям Кеуля обещали эти соцобъекты, но когда они начнут ими пользоваться, неизвестно.
«Сообщаю, что объекты до сих пор не введены. Ведь органы власти обещали, а когда они не исполняют свои обещания, то и доверие к власти теряется. Намечалось ввести детский сад, куда записано уже 270 человек, 8 августа, но прошедшие показали, что вводить там ничего нельзя. Потому что температура в детсаду 7 градусов тепла, в спортзале – 8 градусов. Обратил внимание нового министра о том, чтобы взяли под контроль, но и 8 декабря не состоялось открытие. То же самое и поликлиника. Школы вообще нет. Я обращаю внимание: людей, которые переселяются не только из Кеуля, но и из Невона просто обманули. Это не нормально, это не красит органы государственной власти. Я вынужден говорить об этом публично, потому что мои письменные обращения не находят поддержки», - огорчённо заявил Лукин.
Полномочный представитель губернатора в заксобрании Роман Буянов поспешил ответить на этот выпад. Он сказал, что убрать все сроки из закона нельзя: «У нас требования федерации по выполнению мероприятий по затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Если мы уберём всякие сроки, то таким образом мы дадим гражданам понять, что все наши действия растянуты во времени, сделаем их бессрочными».
Буянов также сообщил, что в январе-феврале планируется закончить выплаты переселенцам из посёлка Кеуль, а в мае-июне – переселить оставшихся жителей Невона.
В едином порыве
Три сложных законопроекта. Три важных темы. Решения по ним приняты в «пожарном режиме» и при более детальном рассмотрении требуют доработки. Оперативность и слаженность действий – это хорошо, особенно, в наше сложное социально-экономическое время, о котором все говорят, как заведённые. Но что лучше – сразу всё учесть или сначала выполнить распоряжение сверху, а потом догонять паровоз? Стоит ли спешить, когда на кону жизни людей? Взять хотя бы даже тех несчастных переселенцев из зоны БоГЭС.
Ровно через неделю – 24 декабря – состоится заключительная сессия законодательного собрания. Одним из ключевых вопросов повестки является отмена выборов мэра Иркутска. Этот вопрос также поддерживается большинством и готовится с пугающей оперативностью. Стоит ли говорить, что волна негодования будет сильнее.