Кто стоит за победой на выборах губернатора Иркутской области коммуниста Сергея Левченко, какую юношескую мечту потерял проигравший единоросс Сергей Ерощенко и как КПРФ перешагнула свой фирменный красный цвет? На все эти вопросы ответил корреспонденту ИА «БайкалПост» политолог Сергей Ильин.
- Что теперь будет с Ерощенко? Как скажется потеря кресла губернатора на его бизнесе?
- Им двигали исключительно интересы бизнеса, к креслу губернатора он шёл только для того, чтобы укрепить свои бизнес-позиции, это была его такая юношеская мечта. Если посмотреть на его бизнес до получения должности и после, то это два совершенно разных уровня. Естественно, после поражения на выборах всё вернётся на прежний уровень, как и любой бизнес, построенный на откачке из бюджета. Он утратил рычаги управления бюджетом Приангарья и то статусное положение, благодаря которому он входил в некоторые коммерческие проекты на территории России (не надо забывать, что у него бизнес по всей стране). А в политическом смысле он никто, «Единая Россия» уже пожалела, что взялась поддерживать его, судя по тому, как быстро Неверов признал победу его соперника.
- Как повлияет поражение Ерощенко на региональное отделение «Единой России»?
- Их ждут большие перемены. Потому что руководство регионального отделения показало свою неспособность к принятию правильных решений. Думаю, будет смена руководства, менеджмента. Наше региональное отделение – одно из самых консервативных и ортодоксальных в стране с точки зрения организации партийного управления. Люди подбираются по лояльности к власти, а не по профессионализму. Отделению нужно отказаться от парт-функционерства в организации выборов, если на таком же уровне будут проводиться выборы в Госдуму, то это будет полный провал.
- Председатель регионального отделения ЕР Сергей Брилка заявлял, что партия не ожидала подобных результатов выборов и была уверена в своей победе. Неужели они не чувствовали настроений избирателей?
- Для этого нужно быть профессионалом, а не гадать на кофейной гуще. Мы уже давно говорили о том, что Ерощенко проиграл выборы ещё на подступах к ним. Это всё от желания на них заработать, зачем делиться деньгами с профессионалами, если можно привлечь парт-функционеров? Вот эти наивные провинциалы изображают из себя профессионалов, хотя пора уже выкинуть иллюзии из головы, пора понять, что есть уровень гораздо выше их представления. И проигрыш был заложен не только отсутствием грамотного позиционирования самого губернатора, но и его отсутствия у регионального отделения ЕР и его руководства. Это как раз следствие такой провинциальности, самоуверенности и меркантильности.
- По вашему мнению, победа была неожиданной для самого Левченко?
- После голосования он заявил, что это не было для него неожиданностью. Тут он, конечно, слукавил. Для них это было неожиданностью, Левченко не мог предвидеть своей победы, кроме того, ранее на выборах у него уже были поражения.
- Тем не менее, лидер ЦК КПРФ Геннадий Зюганов заявлял, что если явка повысится на 12%, то Левченко победит.
- Зюганов – опытный участник выборов. Он знает, что увеличение голосов произошло за счёт работающих и трудящихся людей. Когда ЕР голосовало за проведение выборов 13 сентября, они надеялись, что низкая явка обеспечит им голоса, что было стратегической промашкой. В тот день люди копали картошку, и это была та категория людей, которая никогда не проголосует за Ерощенко. И вот во втором туре Левченко притекли голоса тех, кто копал картошку и работал.
- Что ещё сказалось на результате коммуниста?
- Приписывать Левченко победу – тоже неправильно. У него нет никакого движения, динамики, совершенствования, что является одним из принципов выживания в конкурентной борьбе. Левченко должен был дать обратный результат, но он получил, что получил, благодаря банальным ошибкам оппонента. Кроме того, в чём-то КПРФ смогли перешагнуть свои «красные» технологии, отказались от стереотипов, характерных партии. Они не добавили ничего нового, просто чуть-чуть приглушили свой красный цвет, стали серо-буро-малиновыми.
- Появлялась информация, что при новом главе региона экс-спикер регионального законодательного собрания Людмила Берлина может стать представителем губернатора в заксобрании или министром юстиции, а бывший мэр Иркутска Виктор Кондрашов - кандидатом в депутаты Госдумы. Как вы оцениваете такие перестановки?
- Что касается Берлиной, я считаю, что это очень опытный политик в регионе. Она в курсе работы правительства и заксобрания, эта должность не просто ей предписана, она справится с этим лучше других. У Кондрашова есть опыт работы на городском хозяйстве, он понимает, что нужно людям. Но Кондрашов совершил много ошибок, к примеру, отказался от борьбы за выборы мэра Иркутска, у него непонятная межпартийная позиция, которая оттолкнула от него часть избирателей. Для победы на выборах в Госдуму ему нужно мощное информационное обеспечение.
- Также в СМИ появлялась информация, что Левченко рассматривает кандидатуру Александра Битарова в качестве главы регионального правительства и первого замгубернатора. Насколько правильно это решение?
- С моей точки зрения, Битаров – человек опытный, знающий. Принимает правильные решения и в данном случае является компромиссной фигурой, у него эта работа получится гораздо лучше, чем у Слободчикова (нынешний первый заместитель председателя правительства области ).
- Эксперты высказывают опасения, что у коммуниста возникнет конфликт с заксобранием региона, что ничего хорошего области не принесёт. Нужно ли бояться этого конфликта?
- У предыдущего губернатора был конфликт с региональной элитой. У нас это не только заксобрание, но ещё и бизнес-элита, интеллектуальная элита, партийная элита. Когда Левченко вступит в должность, острота конфликта снимется, останется ли конфликт с заксобранием – зависит от поведения иркутского отделения ЕР. Потому что их большинство составляет засксобрание, ими был принят ряд законов, лоббирующих интересы определённых структур. Если глава региона будет настаивать на их отмене, а ЕР будет сопротивляться, то позиция заксобрания не найдёт поддержки у народа. С другой стороны, Левченко понимает, что сегодня жители Приангарья ждут от него не выяснения отношений. Ему придётся забыть о партийных пристрастиях, он должен быть губернатором Иркутской области, а не КПРФ. Если это будет, то он получит большую поддержку, чем та, которая есть у него сейчас.
- Левченко утверждал, что Иркутской области «прописана демократия» и он собирается изменить взаимоотношения областной власти с обществом. Насколько это возможно?
- Если есть такое понимание, то я только этому рад. Я надеюсь, что этот тезис будет не просто реализован, а реализован на достаточном уровне. Для этого нужна ежедневная работа с теми, кто может действительно создать социально-политическую реальность в регионе, а не с гастролёрами, которые приезжают сюда для отбивания денег. Ерощенко строил здесь олигархический режим, мы – единственный регион в Сибири, где средние зарплаты чиновников выше средней зарплаты по области. А демократия подразумевает низкий уровень безработицы, нормальный прожиточный минимум, высокие зарплаты. Поэтому Левченко должен ликвидировать этот разрыв. Кроме того, у Иркутской области есть такая особенность – отсутствие свободы слова. У нас СМИ куплены бюджетными средствами, многие редакторы заключили унию с губернатором, что они ничего плохого о нём не пишут. Я считаю, что умирающим газетам нужно помочь умереть и перестать их финансировать.
- Кстати, Левченко уже заявлял, что что урежет финансирование СМИ, которое при Ерощенко достигало 140 миллионов рублей.
- Да, потому что это просто недопустимо – финансировать пиар из бюджета, тем более, судя по голосованию, абсолютно бездарный. СМИ должны стать конкурентными, и работать на читателей, а не на каких-то лиц. Если издания стремятся к возвращению читателей, то они согласятся с этой позицией и начнут выживать. Профессионалы должны биться за читателей, а не за деньги из бюджета.