До 14 декабря регионы должны высказаться по двум законопроектам о QR-кодах. Первый регулирует их введение в общественных местах, второй — на самолётах и поездах. Можно ли будет направить в Москву отрицательный отзыв? Нет, конечно, не смешите меня. Зато можно будет определить оттенки отзыва положительного.
Колонка впервые была опубликована в разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 5 декабря.
В карточке «транспортного» законопроекта пока только один положительный отзыв — от думы Астраханской области. А законопроект «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» уже набрал восемь, один из них — положительный, но с оговорками.
Это госсовет Республики Коми перечислил условия, при которых документ может быть принят. В частности, орган сомневается в необходимости предъявлять вместе с QR-кодом документ, удостоверяющий личность, не понимает цель и смысловую нагрузку положения о праве человека обратиться в больницу за справкой о прививке, которая фактически не будет являться пропуском на мероприятия, а также предлагает разрешить людям предъявлять справку о титре антител к коронавирусу. Последнее, конечно, дало бы населению хоть какое-то успокоение и место для манёвра.
Заксобрание Иркутской области будет решать, насколько положительным давать свой отзыв, на этой неделе: 7-го числа пройдёт «расширенный» депутатский штаб, на который пригласят специалистов и представителей общественности, а 10-го, вероятно, — решение закрепят на сессии.
В публичном поле, конечно, хочется мяса — настоящей дискуссии с крепкой аргументацией, красивой и эффективной баталии, после которой, может, и обычным гражданам станет легче жить: представляете, у вас будет набор из экспертных точек зрения, и вы сможете выбрать ту, что точнее попадает в вас?
Это идеальный мир. И даже если он вдруг случится, воспользоваться правом распоряжаться своим телом будет затруднительно. Пресловутые штрих-коды не отменят, а систему их использования и проверки не смогут довести до ума, чтобы это не было так неповоротливо и тупо (ну не верю я, что это возможно — два года живём в ковиде, а приспособиться до сих пор не смогли). Но зато общественники, которые сегодня рискуют своим здоровьем и устраивают голодовки, хотя бы частично добьются своих целей. Не этого ли мы хотим: чтобы власть разговаривала с народом на равных?
Но самое интересное, конечно, останется за кулисами. Под «самым интересным» я подразумеваю тонкую дипломатическую игру, которую будут вести две противоборствующие стороны: за и против.
Если считать это чисто партийным соревнованием, то требуется капелька оптимизма и элементарные знания арифметики. Сегодня явно против законопроектов выступают две партии — КПРФ и «Справедливая Россия — За правду». В региональном парламенте на эти две партии приходится 20 мандатов (это если не учитывать различные условности типа болезней и уголовных дел).
«Единая Россия» в чистом виде имеет всего 17 мандатов. Из тех, кто публично не высказался, — четыре депутата от ЛДПР, двое — от «Гражданской платформы» и двое — беспартийные. Даже если ЛДПР по своему обыкновению молчаливо согласится с ЕР, получится всего 21 голос — недостаточно для принятия решения.
Вот тут-то и включается тонкая дипломатия. Я уверена, что дураков в региональном парламенте нет. Ещё больше я уверена, что в любой фракции всегда найдутся люди со своим мнением, и, если есть хоть доля сомнения в правоте и устойчивости позиции, они отложат партийную дисциплину в сторону и включатся в дискуссию на полную катушку. Так что чистая арифметика здесь не работает. Зато это может дать второе дыхание партиям, наделить смыслом их борьбу и слегка сгладить разочарование избирателей.
Самое печальное, что депутатский штаб, где действительно может состояться полезный разговор, не принимает решение. То есть 7-го может быть красиво и хорошо, как мы мечтаем, а 10-го — как сказала одна большая партия. И вся красота — коту под хвост. Просто упражнение в здравом смысле, не более того.
Поэтому — раз отрицательного отзыва быть не может — остаётся надеяться, что Приангарье пойдёт по пути Коми и хотя бы задаст вопросы из серии «а чего это вы тут наворотили?» А может, даже больше — скорректирует корявые положения, предложенные правительством РФ.