Сейчас-1°C

Погода-1°

ощущается как -5

Наука В Приангарье нашли рыб юрского периода. В регионе могут быть и останки динозавров — ученые

Палеонтологические находки сделали томские ученые

В Иркутской области ученые нашли окаменелости юрского периода

На территории Иркутского угольного бассейна обнаружили остатки 25 экземпляров рыб юрского возраста. Эти открытия позволяют ученым прогнозировать находки высших позвоночных, в том числе динозавров на территории Иркутской области. Об этом сообщается 15 сентября на сайте Томского государственного университета.

В экспедиции на территорию Иркутского угольного бассейна участвовали сотрудник вуза Степан Иванцов и иркутский палеоботаник Андрей Фролов, а также студенты. Иркутский угольный бассейн — континентальная впадина, заполненная отложениями юрского возраста, что говорит о вероятности обнаружения там динозавровой фауны, рассказывает Степан Иванцов.

Впервые он и Андрей Фролов отправились на поиски юрских позвоночных в Иркутской области в 2014 году. В 2017 году они разработали поисковую методику, благодаря которой в 2020 году в последний день работ на новой точке им удалось обнаружить первые остатки двух рыб юрского возраста.

Томский палеонтолог Степан Иванцов не исключает, что в Иркутской области можно обнаружить останки динозавров

— В этом году мы ехали туда целенаправленно, уже зная, где располагается этот слой. За три недели работ мы вскрыли порядка 5 квадратных метров, и с этой площади нашли 25 экземпляров рыб разных видов — это достаточно много. По размерам они около 20–25 см в длину, но о видовой принадлежности пока говорить рано — нужно сначала препарировать образцы, — говорит палеонтолог.

Ученый добавляет: эти экземпляры скопились вследствие какого-то события, которое привело к их массовой гибели. Исследователи отобрали образцы на различные геохимические и микропалеонтологические анализы — это поможет выяснить причину гибели рыб.

Отложения юрского возраста на территории Иркутского бассейна оказались сцементированными, плитчатыми: их приходилось раскалывать и смотреть по поверхностям напластования, вспоминает томский ученый.

С одной стороны, это создавало трудности в работе, а с другой — обеспечило уникальную сохранность: рыбки сохранились практически в прижизненном состоянии — видны отпечатки мягких тканей и чешуек и даже все лучи плавников.

Андрей Фролов тоже сделал свои находки: в Иркутском бассейне он нашел несколько видов юрских растений, в том числе новый вид печеночного мха и остатки спороносных органов растений.

Лагерь исследователей юрского периода находился в лесной местности в долине реки Ангары, в 50 км к северу от Иркутска. Рядом была дорога и скважина с артезианской водой, правда, до «рабочего места» им приходилось каждый день ходить по 8 километров по пересеченной местности, что занимало более полутора часов в одну сторону. Экспедиция заехала на площадку без генератора, с ограниченным количеством еды и с резервным кнопочным телефоном для экстренных случаев.

— Самое главное предположение, которое подтвердили наши находки: юрские позвоночные в Иркутском бассейне есть, и я буду продолжать их искать, — сказал Степан Иванцов.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.