южн.

Наука «Теперь мы с моей мамой — вместе». Астероиду присвоили имя иркутского астронома — в честь его матери тоже названо небесное тело

Рассказываем о том, какой астероид и в честь кого именно назвали

Астероид назвали в честь иркутского астронома Сергея Язева

Астероид, открытый в январе 2008 года российским астрономом Тимуром Крячко, назвали в честь директора астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета (ИГУ) Сергея Язева. Об этом 7 февраля сообщалось на сайте вуза.

Астероид, который открыл Тимур Крячко, до этого имел лишь цифровое обозначение — 591861. Он движется вокруг Солнца в пределах Главного пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Тимур Крячко нашёл уже более 60 астероидов и 20 метеоритов. А, между тем, он является астрономом-любителем. В 2022 году в интервью изданию «Троицкий вариант» Крячко рассказывал, что поиском астероидов он занимался до 2013 года, пока не появились программы, которые автоматически ведут поиск движущихся объектов. В середине 1990 годов астроном использовал фотопластинки, с 2008 по 2013 год — 30-сантиметровый японский телескоп системы Ричи — Кретьена с матрицей 36 × 36 миллиметров.

Астроном отмечал, что прежде, чем подать заявку на название астероида, он должен получить номер, но проходят годы, а то и десятилетия прежде, чем ему присвоят цифровое обозначение. В копилке Тимура Крячко — где-то 70 пронумерованных астероидов, из них более 60 имеют названия.

Астероид № 591861 он решил назвать Sergeyyazev в честь Сергея Язева — астронома в третьем поколении, профессор Иркутского государственного университета, директора астрономической обсерватории ИГУ, специалиста по физике Солнца и популяризатора астрономии

Новое название единогласно утвердила рабочая группа международного астрономического союза (МАС) — астрономы из Англии, Германии, Испании, Китая, Новой Зеландии, России, США, Чехии, Уругвая и Японии.

Как сообщает пресс-служба вуза, в честь матери Сергея Язева, астронома Киры Сергеевны Мансуровой, проработавшей много лет в Иркутском государственном университете, тоже назван астероид под номером 6845 — Mansurova. Название предложил первооткрыватель, известный астроном Николай Черных, в прошлом учившийся в иркутском пединституте и начинавший работать на телескопе иркутской астрономической обсерватории.

— Огромное спасибо! Теперь мы с моей мамой — вместе (6845 Mansurova, открыватель Н.С.Черных). Это большая честь, чрезвычайно Вам благодарен! Крепко жму руку, и конечно, желаю новых открытий и находок! — написал Сергей Язев на странице Тимура Крячко в соцсети «ВКонтакте».

Бывший сотрудник иркутского планетария в 130-м квартале, а ныне заведующая музеем космонавтики одной из школ Санкт-Петербурга Наталья Булгакова на своей странице в соцсети «ВКонтакте» сообщила, что идею назвать астероид в честь иркутского учёного принадлежит ей.

— Мы знакомы и дружим уже лет двадцать, а в 2015 года Сергей пригласил меня работать в только что открывшийся частный планетарий в центре Иркутска, где он был научным руководителем. С тех пор моя жизнь круто изменилась, за что я очень благодарна Сергею Арктуровичу, — отметила женщина.

Наталья Булгакова отметила, что астероид был открыт на Зеленчукской астрономической станции в Карачаево-Черкессии. Тимуру Крячко она предложила назвать небесное тело в честь Сергея Язева в декабре 2023, уже 18 января заявки были отправлены в международный астрономический союз.

— Мы приготовились долго и терпеливо ждать. Но случилось невероятное: в бюллетене № 2 МАС от 5 февраля была опубликована информация о том, что астероид утвердили! — отметила Наталья Булгакова, добавив, что сейчас астероид Sergeyyazev находится в созвездии Чаша.

— А неподалеку от нее, в созвездии Дева, астероид № 6845, открытый 2 мая 1976 года учёным Николаем Черных, и получивший в 1998 году название «Мансурова» в честь Киры Сергеевны Мансуровой, мамы иркутского астронома. С 1972 по 1989 год она была директором обсерватории ИГУ и сделала очень много для пропаганды астрономии в регионе, — заключила она.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.