Иркутский областной суд на минувшей неделе освободил от уголовной ответственности бывшего заместителя мэра Тулуна Геннадия Жигарева, осуждённого за убийство журналиста Александра Ходзинского. Ему отменили назначенное ранее наказание в виде ограничения свободы на год и 10 месяцев за истечением срока давности.
Такое решение было принято по результатам рассмотрения двух апелляционных жалоб на приговор Жигареву. Одна поступила от адвоката осуждённого с требованием признать его полностью невиновным. Вторая — от вдовы и внука погибшего журналиста, которые просили отменить мягкий приговор и направить дело на повторное расследование. Суд назначал несколько повторных и дополнительных экспертиз, в том числе проводилась судебная психолого-психиатрическая экспертиза Жигарева в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского в Москве.
Всё дело в торговом центре
Как сообщила вдова Александра Ходзинского в интервью «Русской планете», всё началось в 2006 году со строительства торгового центра на одной из центральных улиц Тулуна, в конце улицы Степана Разина. На старте строительства было видно, что стройку в центре города ведут из обычных железнодорожных шпал. По строительным нормам, это попросту запрещено. Особенно для ТЦ в несколько этажей, где планировалось массовое скопление людей.
Тогда Ходзинский попытался добиться от владельца бизнеса Жигарева внятное объяснение, но ничего не добился. После этого журналист обратился в прокуратуру и пресс-службу губернатора Приангарья, благодаря чему была создана комиссия из тулунских чиновников для проверки объекта. К тому времени здание уже было достроено и введено в эксплуатацию.
По ходатайству жены Жигарева Ходзинского исключили из комиссии, но он всё же на неё пришёл. В итоге Жигарева стала выталкивать его из помещения и ударила папкой по лицу, а журналист от неожиданности махнул сумкой, которая была у него в руках. У Жигаревой засвидетельствовали ссадину, и она подала заявление о нападении.
Через три месяца — 6 июля 2012 года — Ходзинского полностью оправдали, а Жигаревой, напротив, присудили возместить ущерб. Также суд постановил оштрафовать ТЦ за неправильно установленную дверь на 500 тысяч рублей и исправить нарушение.
Что касается проверки, то для подтверждения факта строительства центра из шпал нужно было снять верхние панели. Сделать это Жигарева комиссии запретила. В суде на вопрос вдовы журналиста о причине не снятия панели заявили, что это частная собственность и у них нет прав ею распоряжаться. На том и разошлись.
Поножовщина в состоянии аффекта
Александр Ходзинский, работавший в газете «Компас ТV», был найден мёртвым 7 июля 2012 года около своей дачи с множественными колото-резаными ранениями. Нож был найден рядом с телом. Вскоре был арестован 57-летний Жигарев. По данным следствия, Жигарев в состоянии аффекта нанёс журналисту шесть ударов ножом.
Соседка журналиста Елена оказалась очевидцем преступления. По её словам , в тот день у дачи Ходзинского остановился джип, из которого вышел некий мужчина. Журналист открыл ему калитку, между ними произошла ссора, в ходе которой хозяин попытался выгнать непрошенного гостя. Но мужчина «несколько раз брызнул старику в лицо из баллончика, затем начал избивать его палкой». Когда соседка звонила в полицию, она успела заметить в руках у мужчины нож.
Несмотря на это, 31 декабря 2013 года Тулунский городской суд вынес приговор 57-летнему бывшему заместителю мэра Тулуна Геннадию Жигареву в виде ограничения свободы на срок в год и 10 месяцев.
Позже коллеги тулунского журналиста со всей области выступили с открытым письмом, заявив, что «наказание, которое сейчас отбывает убийца Жигарев, выражается в том, что он пребывает на свободе и всего лишь ограничен в посещении массовых мероприятий и в пребывании вне дома в вечернее и ночное время. Мы считаем, что такой приговор неадекватен вине и общественной опасности им содеянного».
Вызывает недоумение, что при рассмотрении дела в Тулунском городском суде не получило отражения то обстоятельство, что истинной причиной конфликта между Жигаревым и Ходзинским, приведшего к убийству журналиста, стала его профессиональная деятельность. При этом сам Жигарев в ходе допросов говорил, что конфликт возник из-за публикаций Ходзинского. Таким образом, дело об убийстве журналиста выходит за рамки рядового бытового конфликта.
Однако журналисты не смогли повлиять на ход событий в этой истории. Мало того что срок экс-чиновнику не увеличили, так и вовсе освободили его от ответственности.
Все на стороне Ходзинского
Столь неожиданный исход событий сразу вызвал бурю негодований не только у коллег журналиста, но и у уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина. Омбудсмен был крайне удивлён таким решением областного суда и намерен после получения судебного решения продолжать работу по этому делу. При необходимости Лукин обратится за содействием к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Главный редактор тулунской газеты «Компас ТВ» Светлана Баженова в разговоре с корреспондентом ИА «БайкалПост» заявила, что считает освобождение виновного в смерти журналиста бывшего заммэра города Тулун Иркутской области Геннадия Жигарева карт-бланшем на убийство всех неугодных. По её словам, у таких преступлений, как убийство, срока давности быть не должно. Она также рассказала, что жители Тулуна остались недовольны приговором, и, по её мнению, ещё скажут своё веское слово.
Кроме того, эксперты Центра правовой поддержки журналистов Общероссийского народного фронта обратятся к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой потребовать от президиума Иркутского областного суда пересмотреть приговор по делу об убийстве журналиста. По их мнению, следственные органы должны вернуться к расследованию этого дела и ещё раз проверить все его обстоятельства.
К счастью, окончательная точка в этой истории пока не поставлена - ещё есть время обжаловать приговор, что и собирается сделать вдова Ходзинского. Будем надеяться, вышестоящая судебная инстанция подойдёт к этому делу жёстче, хотя никто не может гарантировать иного исхода. В России журналистов от посягательств «героев» материалов призвана защищать только статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», в которой есть санкции за любое давление на журналиста, кроме его убийства. К слову, если бы Жигарев просто избил Ходзинского, то мог получить до 6 лет колонии, а за убийство в состоянии аффекта больше трёх ему бы не грозило. Вот и выбрал, где меньше.