Впервые о строительстве новой взлётно-посадочной полосы Иркутского международного аэропорта заговорили после Нового года. В январе в СМИ появилась информация о прошедшем совещании, где рассматривали уже готовый её план. Согласно этому плану, новые объекты аэропорта затронут не только территории нескольких населённых пунктов: посёлок Пивовариху, деревню Новолисиха и садовое товарищество Миловиды, но и огромный участок земли с 15 тысячами убитых и тайно похороненных в Пивоварихе жертвами политических репрессий. Новая взлётка как раз пройдёт через место их захоронений.
Ни живым
Первыми тревогу подняли жители садоводства Миловиды. Они окажутся в зоне отчуждения новой взлётно-посадочной полосы, расположенной под углом 33 градуса к существующей. Председатель садового товарищества Николай Ольшевский поспешил прекратить панику, но угроза, по его мнению, существует. Причём проблема связана не столько с шумом пролетающих самолётов и возможным загрязнением экологии, сколько с юридическими тонкостями о передаче земли в собственность аэропорта. В интервью информационному порталу «Ирксиб» он сообщил:
«В дальнейшем возможно развитие ситуации по двум сценариям – с нами обойдутся по-хамски или поступят по-человечески, что маловероятно. Пока что явной паники нет, но многие уже спрашивают, что мы будем делать, когда придут новые хозяева аэропорта и скажут, что нас здесь быть не должно. Меня во всей этой ситуации настораживает то, что все делается втихую. О новой ВПП мы узнали буквально пару недель назад. Зачем такая секретность? Я прекрасно понимаю, что нормальный диалог с нами маловероятен – слишком дорого для бюджета строительства обойдется наше переселение. Значительно дешевле аннулировать наши свидетельства на землю. Что делать, если с нами начнут судиться, я пока не представляю».
Ни мёртвым
Расширение территории аэропорта и создание новой взлётно-посадочной полосы не даст покоя не только живым, но и мёртвым. И, возможно, вторых там не меньше, чем первых. Во времена Большого террора 1937 – 1938 года сотрудниками НКВД, по официальным данным, было убито более 15 тысяч человек. Все они покоятся на кладбище в Пивоварихе, в земле, на которой иркутские власти собираются начать строительство взлётно-посадочной полосы. Но эти цифры тоже вызывают сомнения. По словам представителя международного общества «Мемориал» Александра Миронова, речь может идти не о 15 тысячах, а о 17, 20 или 23.
«Это недопустимо. В этой ситуации нужно искать компромисс. Мы понимаем, что нужно решать транспортную проблему, но в то же время тревожить прах этих невинно убитых в годы Большого террора тоже никак нельзя. В Иркутске многие общественные организации и граждане возмущены, они собирают подписи. Мы хотим, чтобы нас услышали. Когда в 1989 году захоронение было найдено, исследовали лишь небольшой участок, а потом об этом просто забыли. Мы даже не знаем о границах данного захоронения, сколько человек там погребено. Речь может идти о 15, 17, о 23 тысячах. Тут нужны серьёзные исследования с привлечением историков и археологов. Надо хотя бы определить границы захоронения, а потом уже думать о постройке полосы, переносе захоронений и так далее», - рассказал Миронов корреспонденту ИА «БайкалПост».
В прошлый четверг, 19 февраля, историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» выступило с открытым письмом губернатору Приангарья Сергею Ерощенко. В письме приводится ссылка на интервью губернатора газете «Восточно-Сибирская Правда». В беседе с корреспондентом Ерощенко сообщил: «Я вижу два варианта решения проблемы. Либо мы цивилизованно переносим Мемориал и делаем его более доступным для людей, либо проектируем полосу таким образом, чтобы она его не задела. Но, честно говоря, я не думаю, что будет правильным ставить крест на развитии этой территории». Сама мысль губернатора о возможном переносе захоронения была воспринята активистами в штыки.
«Нам этот вариант представляется недопустимым. В лесу у Пивоварихи покоятся останки жертв политических репрессий и тревожить их прах ради того, чтобы сэкономить средства на модернизацию аэропорта, - безнравственно. Не говоря уже о том, что это противозаконно: территория захоронения была объявлена памятником истории и культуры», - говорится в письме.
Предложениями о сокращении территории с 200 гектаров до 3-7 гектаров, на которых находится «стена плача» и мемориальный комплекс, активисты также недовольны, ссылаясь опять же на необходимость выяснения границ захоронения и его исследования.
Представитель общества упомянул и о захоронениях под Воронежем, где на территории работают археологи, которые ежегодно с почестями хоронят найденные тела, но такого примера, как в Иркутске, Миронов ещё не видел.
Итог
На чашах весов оказались сразу три стороны конфликта. На одной - местные жители и человеческое отношение к памяти об умерших, на другой - амбиции руководства аэропорта. И всех их можно понять. Жители Пивоварихи, Новолисихи и Миловидов хотят сохранить покой в своих домах, правозащитники центра «Мемориал» борются за сохранение культурного наследия и памяти о погибших, а руководство аэропорта хочет улучшить работу своего предприятия, которое, к слову, только за последний месяц получило пару престижных наград. Однозначную оценку сложившейся ситуации дать невозможно, неизвестно пока и чем всё закончится. И если гул пролетающих над кладбищем самолётов мёртвых ещё не разбудил, то это точно сделает шумиха, которая только продолжает нарастать.