Общество Доманов: Фотографировать ледяные пейзажи Байкала - тяжёлая работа

Доманов: Фотографировать ледяные пейзажи Байкала - тяжёлая работа

Фотографировать ледяные пейзажи – это целое искусство и тяжёлая работа. Я только немного к этому прикоснулся, в этом году я первый раз побывал на Байкале зимой. Потрясающая энергетика у зимнего озера.

Источник:

Последние три-четыре месяца имя Евгения Доманова упоминается в СМИ очень часто. Его фотографии и ролики о зимнем Байкале разлетелись по всему миру. Портал «ИрСити» поговорил с фотографом о популярности его фотографий, профессиональном становлении и современных технологиях.

- Евгений, в феврале появилась новость, что британские СМИ попросили вас снять видео с озером Байкал, как прошла работа над съёмкой? Расскажите подробно об этой истории.

- История интересная, и меня самого она очень удивила. Началось всё с ролика, который, как говорится, был снят на коленках. Я возвращался с фотосъёмок на Байкале и решил прогуляться по прозрачному льду. На мой взгляд, я снял банальное видео: я иду, подо мной камни, в кадре мои ноги. Таких съёмок очень много, причём лучшего качества. Поэтому ничего удивительного в нём не было.

Этот ролик я снял для друзей, чтобы показать, что был на Байкале и выложил на Facebook (запрещённая в России экстремистская организация). За несколько дней у него возникла какая-то сумасшедшая популярность. Сначала десятки тысяч просмотров, затем перепосты в различные группы. Я насчитал 300 тысяч просмотров, потом уже сбился. До сих пор не понимаю, в чём успех этого видео. И после этого ко мне стали обращаться средства массовой информации с нашей и зарубежной стороны.

Удивил момент, московские СМИ мне написали письмо и спросили разрешения использовать мой материал, чтобы сделать репортаж. Из Лондона со мной связались журналисты агентства новостей, тоже спросили разрешения, чтобы сделать сюжет. Что москвичи, что британцы уточнили, как правильно произносится моя фамилия, в каком месте Байкала была выполнена съёмка. После того, как я дал разрешение, вышел очень интересный репортаж на канале «360», он вещает на Москву и Московскую область, мне понравилось, очень профессионально сделали. После этого мой ролик стал появляться в наших местных новостях, но почему-то никто из местных телеканалов мне не звонил и не писал. Просто растиражировали мой материал на различных ресурсах. Я бы никому не отказал, наоборот, дал бы больше интересного материала, и тема была бы лучше раскрыта.

- А продолжение истории с британскими СМИ есть?

- Да. Британское агентство новостей, как любое агентство новостей, любит сенсации. Я им предложил, что ещё раз съезжу на Байкал и сниму профессиональное видео. Я взял с собой кинооператора, мы снимали с нескольких камер, в том числе с коптера. Это была очень интересная съёмка. По моей задумке я должен быть в кадре очень маленький, едва заметным, чтобы показать просторы Байкала и чистый, прозрачный лёд.

Я отправил этот ролик журналистам. Он им очень понравился, его запустили в сюжет с интересной подводкой. Журналисты подняли какие-то мистические данные о Байкале. Якобы в 80-е годы на дне Байкала советские водолазы нашли неопознанные корабли, которые передвигались с бешеной скоростью, потом встретили пришельцев, и завязался неравный бой. Вот такая смешная история. В сюжете это всё рассказали, но в конце добавили: «К этому видео история не имеет никакого отношения. Смотрите ролик иркутского фотографа Евгения Доманова о Байкале».

Я понимаю работу СМИ. Зрителя надо зацепить и заинтересовать. Я не могу оценить насколько ролик был популярен в Британии. Ссылку на этот ресурс мне сбросили, но чем дело кончилось, не знаю.

- Почему, на ваш взгляд, фотографии Байкала производят такой фурор?

- Мне кажется, мало где в мире можно встретить такой чистый и прозрачный лёд, фурор производят фотографии именно зимнего Байкала. Красивых мест на планете очень много, я недавно набрал в Google «Пейзажная фотосъёмка» и увидел миллионы изображений красивых мест – моря, океаны, рассветы, закаты. Этого настолько много, что ты просто не успеваешь за этим следить. А ледяных пейзажей мало, особой популярностью пользуются фото Исландии, Арктики и Байкала.

Достаточно посмотреть, как ведут себя иностранцы, которые приезжают на озеро зимой, те же китайцы. Они радуются каждой льдинке, падают на лёд, фотографируются. Такое забавное зрелище, можно только за ними наблюдать и их фотографировать.

1 из 2
Источник:

Фотографировать ледяные пейзажи – это целое искусство и тяжёлая работа. Я только немного к этому прикоснулся, в этом году я первый раз побывал на Байкале зимой. Потрясающая энергетика у зимнего озера. Больше всего меня впечатлил декабрь, потому что в это время озеро ещё не замерзает и чувствуется его последнее дыхание перед зимой. Можно заснять разные состояния погоды: шторм, штиль, пасмурную погоду, солнце. И в любую погоду можно сделать интересные снимки.

- Как вы начали увлекаться фотографией? Как вы к ней пришли?

- Я увлёкся фотографией с детства. Я родился в Советском Союзе, тогда в каждой семье был фотоаппарат. Это был обязательный атрибут, как сейчас мобильный телефон. В любой семье всегда кто-то имел отношение к фотографии. Люди сами фотографировали и проявляли снимки. Это было настоящее таинство: заряжалась плёнка в фотобачок, проявлялась самостоятельно, потом печатали, в основном это делали в ванной комнате, в темноте при красном фонаре. Это было волшебно - из ничего создавалось интересное изображение.

Нашу семью этот тренд тоже не обошёл стороной. У нас было много друзей и знакомых, которые занимались фотографией профессионально. Меня родители отдали в фотокружок с первого класса. Я втянулся, меня это заинтересовало, стал фотографировать. В старших классах интерес к фотографии стал сильнее, и я попросил у родителей фотоаппарат более высокого класса. Потому что фотоаппарат «Смена», на который практически все снимали в советское время, был похож на мыльницу, и мне был уже неинтересен. Захотелось более профессиональное оборудование. Мне купили фотоаппарат «Зенит-TTL», олимпийская серия. Это был крутой фотоаппарат по тем временам. В восьмом классе начал зарабатывать деньги на фотографиях. Для себя я открыл новый бизнес, снимал за деньги так называемые корпоративы.

Но такая работа перестала приносить мне удовольствие. Я начал её ненавидеть. Я продолжал работать, потому что зарабатывал на уровне своих родителей, но в душе мечтал, чтобы такая съёмка закончилась. Я настолько переел коммерческой фотографии, что когда такие съёмки прекратились и появилось время на творчество, желания и сил уже не осталось. В течение 15 лет я не брал в руки фотокамеру, не мог к ней прикасаться.

Спустя время, когда технологии шагнули вперёд, я увидел, что появляются новые интересные изображения. В интернете на фоне посредственных фотографий мелькали интересные и качественные. Я увидел, что фотоаппаратура постоянно обновляется и решил вернуться к фотографии сперва из любопытства. Сначала была мыльница, потом купил зеркалку, стал снимать. Затем я увидел, что мои фотографии не такого хорошего качества, как у профессиональных фотографов. Мне стало обидно – я к фотографии имею непосредственное отношение. Тогда я стал брать уроки, посещал мастер-классы известных фотографов в нашем городе, смотрел видеоуроки зарубежных мастеров. И самое главное – практиковался. Приходил после съёмок домой, открывал фото на компьютере и смотрел, что получилось, а что нет. Пытался анализировать. Если кадр не получился, то пытался понять, какие ошибки допустил.

- А кто вы по образованию?

- Военный. Я учился в Иркутском авиационном училище. Но для себя я не рассматривал профессию военного. Решил уйти в творчество.

- Есть ли у вас свои приёмы в фотосъёмке?

- Для меня важно сделать так, как не делает никто, всегда стараюсь поймать какой-то необычный кадр. Посредственная фотография никого не зацепит.

Меня привлекает съёмка на длительных выдержках. Длительная экспозиция – это когда ты ставишь фотокамеру на штатив, выставляешь выдержку от 30 секунд и выше, и появляется то самое таинство фотографии, которое чувствовалось в детстве. Фотоаппарат в течение нескольких секунд или минут фиксирует всё происходящее в окружающем пространстве, а потом сжимает в одну картинку. Самое интересное, ты никогда не знаешь, что ты снимешь. Движущиеся облака и отражения на воде, дают часто очень необычный эффект, и получается фантастическая картина. Эта техника не новая, её начали использовать ещё во времена плёночной чёрно-белой фотографии. Сейчас изучаю «технику дождя», очень нравится такой стиль, но это сложная техника, ещё многому предстоит научиться…

- Я читала, вас называют ловцом бликов в закатах и рассветах, расскажите, как у вас это, получается, есть ли какой-то секрет?

- В фотографии важен свет. Само слово «фотография» - это рисование светом, и никто лучше природы им не рисует. Когда фотограф в студии выставляет световое оборудование, чтобы снять красивый портрет, он сам царь и бог в студии, а природа по-своему выставляет освещение. Очень важно поймать определённые моменты, самые красивые, которые длятся в течение одной-двух минут. Как правило, это съёмки на рассвете и закате. Когда солнце поднимается или садится, оно очень интересно подкрашивает облака, скалы, горы.

1 из 2
Источник:

К сожалению, никто ещё не научился предсказывать красивый закат. Я в том числе. Когда собираюсь на съёмки, мне важно, чтобы на небе были облака. Они создают основной рисунок. Если небо безоблачное, я, как правило, на съёмки не езжу - неинтересно. Небо создаёт очень интересный колорит, отражения на воде, при красивом закате облака меняют свою окраску. У меня бывали моменты, когда был красивый, удивительный закат, я в течение часа делал фотографии и ни одна не была похожа на другую, было ощущение, что все снято в разное время.

- Сейчас вы снова занимаетесь коммерческой фотографией, почему не снимаете свадьбы?

- Свадебной фотографией я не занимаюсь очень давно. Я пытался 5 лет назад работать в свадебной индустрии, но понял, что для меня это неинтересно. И я ушёл с этого коммерческого направления и переключился на природу и городские пейзажи.

В этом году по просьбе иркутян я начал выпускать авторскую сувенирную продукцию с тематикой Байкала и Иркутска, скоро она появится в магазинах города. На первый взгляд такой продукции очень много, но она вся однотипная и уже всем приелась. Меня попросили создать новый продукт, который ярко и по-новому представит наш край.

По заказу снимаю художественный портрет, уже давно не снимаю фотосессии с большим количеством фото, заказчик получает только один снимок, но очень хороший.

- Как вы относитесь к популярным фоторедакторам, Photoshop и прочим фильтрам для фото? Они, по-вашему, портят фотографию или делают лучше? Сами вы ими пользуетесь?

- Photoshop – это мощный графический редактор. Это лаборатория для фотографа. Часто фотошопом у нас называют неестественное изображение. Каждый вкладывает что-то своё в это понимание, но, как правило, этим словом называют монтаж, хотя его можно сделать и в других программах.

Для меня Photoshop – это проявитель. Современная камера выдаёт «сырой» RAW-файл, который ты загружаешь в графический редактор и доводишь до ума. Для меня необработанное изображение на сегодняшний момент, как приготовленная пища без приправы: можно бросить в кастрюлю кусок мяса и просто сварить, а можно подобрать интересные приправы, ингредиенты, и тогда продукт получится вкуснее. Поэтому я всегда обрабатываю свои изображения.

Я очень много работаю с цветом. Есть цвета, которые мне не нравятся, их убираю, какие-то, наоборот, добавляю. В начале своей творческой карьеры я любил яркие, насыщенные, сочные цвета. Но потом понял, что чем старше становишься в фотографии, больше смотришь изображение известных фотографов и мастеров живописи, тем меньше используешь кричащие цвета. Когда человек начинает заниматься фотографией, его тянет на какие-то кислотные оттенки, но потом он от этого отходит и старается использовать полутона, мягкие приглушённые цвета, они более приятны глазу.

1 из 2
Источник:

- Кто для вас пример для подражания, и что вы можете посоветовать молодым фотографам?

- Минималист/пейзажист – Майкл Кенна, портретист – Питер Линдберг, городской пейзаж - Christophe Jacrot.

Молодым фотографам я бы посоветовал не гнаться за современными цифровыми технологиями. На мой взгляд, если человек сильно уходит в технические дебри - у него не остаётся времени для осмысленной художественной фотографии. Мне кажется, в первую очередь важен сюжет и смысл, а не качество изображения.

У нас лет 5 назад была мода на создание идеального портрета. Крупным планом снималось лицом модели, и самым крутым фотографом считался тот, кто создаст идеальную кожу на лице. Но в этом нет искусства и философии. Многие фотографы, которые начинали с этого направления, ушли из него. До сих пор осталось это пренебрежительное название «Голова в макияже». Поэтому не стоит увлекаться такими техническими моментами, стоит обращать внимание на художественную составляющую.

- Кого вы считаете своим учителем?

- Мой первый учитель - это преподаватель в Братске, у которого я многому научился, его зовут Владимир Фефелов. Его внучка посмотрела мои фотографии и сказала: «Сразу видна рука учителя и то, что ты учился у дедушки». Мне казалось, что я всё забыл, что изучал раньше, а оказывается это засело в подсознании, и те уроки не прошли даром.

Из современных фотографов огромную роль в моем становлении сыграл иркутский фотограф Станислав Толстнев. У него я учился портретной и предметной съёмке, обработке изображений. Он очень много мне дал, и за это огромное ему спасибо. Потому что если бы этот человек на моём творческом пути не встретился, то я бы ещё долго шёл к тем снимкам, которые я научился делать сегодня.

- Есть ли у вас стратегия продвижения своих работ в социальных сетях?

- На мой взгляд, самым эффективным интернет-маркетингом является любовь зрителя. Я творю только для людей и сам получаю от этого удовольствие. А когда начинается гонка за лайками и перепостами, уходит главное. Иногда стоит задать себе вопрос – для чего я это делаю? Если своим снимком хочешь сказать: «Я крутой фотограф и умею вот так вот снимать» – вряд ли добьёшься успеха. А если делаешь интересный снимок и говоришь – «Друзья, посмотрите каким красивым бывает наш город после дождя», то люди это обязательно оценят и скажут тебе спасибо. Поэтому я стараюсь не использовать технологии продвижения в полной мере, хотя я с ними знаком не понаслышке. Просто делаю красивый кадр, делюсь изображением у себя на странице, а дальше, если изображение достойное, и люди считают его интересным, оно само расходится по интернету.

Недавно я опубликовал историю рождения своей дочери, в её праздник я захотел поделиться своими переживаниями, которые испытал 11 лет назад. Такого количества лайков и комментариев с поздравлениями ещё не набирала ни одна моя фотография, я был очень тронут таким вниманием. Важно быть искренним перед людьми, вот и вся стратегия продвижения.

Мне приятно получать отзывы от поклонников моего творчества, причём от многих людей старшего поколения. Меня по настоящему трогают такие фразы: «Мы ждём вечера, чтобы зайти на вашу страницу и посмотреть новые работы. Для нас это глоток свежего воздуха, спасибо вам за красоту». Они меня вдохновляют на новые сюжеты и свершения. Мне очень приятно их читать, наверное, ради этого я и работаю.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления