Прокуратура Иркутской области в декабре 2020 года выявила нецелевое использование 7 миллионов рублей субсидии из федерального бюджета Иркутским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН), следует из документов, которые размещены 15 апреля на официальном сайте для размещения информации о государственных учреждениях Федерального казначейства.
Как следует из представления прокуратуры, в 2020 году по распоряжению руководителя ИНЦ СО РАН Константина Апарцина научный центр финансировал две темы научных исследований, которые не были предусмотрены государственным заданием, в частности, платил зарплату сотрудникам, которые над ними работали, и страховые взносы. Общая сумма составила 6,7 миллиона рублей.
В документе отмечается, что планом научно-исследовательской работы ИНЦ СО РАН установлено нулевое финансирование этих тем, в госзадании они не значатся, следовательно должны финансироваться из внебюджетных источников.
Прокуратура ссылается на решение Минфина РФ, в котором говорится, что руководитель учреждения может перераспределять средства субсидии, но только в том случае, если это не влияет на достижение показателей по госзаданию. В том время как ИНЦ СО РАН не начало выполнение научно-исследовательской работы «Цифровая экология особо охраняемых природных территорий (…)», которая была предусмотрена госзаданием.
Как следует из пояснений Апарцина, которые также размещены на сайте, в 2020 году ИНЦ СО РАН недополучил 74 миллиона рублей (60 миллионов – «базового» финансирования и 14 миллионов- внебюджетных платежей).
«Совершенно невозможным было допустить невыплату заработной платы штатным научным сотрудникам двух отделов (…), которые не были учредителем закрыты, исследования по которым не завершены, а финансирование на них на 2020 год не было доведено по неизвестным руководству ИНЦ СО РАН причинам», - приводятся в документе слова Апарцина.
Он отмечает, что научный центр вёл «активную переписку» с учредителем «по вопросу восстановления финансирования» двух тем научно-исследовательских работ, но поступлений не было. Апарцин подчёркивает, что в 2020 году «практически невозможно» было принять сотрудников на пять ставок научных сотрудников на контракты в 3 года из-за «отсутствия сведений о финансирования новой темы в 2021 и 2022 годах». Также, по его словам, невозможно сократить два научных отдела при отсутствии согласованного решения с СО РАН о прекращении исследований по их темам. В документе подчёркивается, что перераспределение финансирования – это «вынужденная мера».