Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным заявил, что самый большой объём по дорожным ремонтам в 2021 году приходится на три города - Иркутск, Братск и Усолье-Сибирское. Портал «ИрСити» проанализировал контракты администрации Братска на ремонт дорог в 2020 и 2021 годах и выяснил, что основные работы выполняют три компании, причём в большинстве случаев они в одиночку выходят на торги, не соперничают друг с другом, а в половине случаев цена не снижается.
На «ИрСити» уже вышел текст о контрактах на ремонт дорог в Иркутске. В областном центре общая сумма на эти цели в 2021 году составила почти 1,5 миллиарда рублей. Наибольшая доля контрактов - у муниципального предприятия «Иркутскавтодор», которое существенный объём работы (от 14 до 97% по разным дорогам) передаёт на субподряд.
Как сообщается на сайте правительства региона, Братску на 2021 год по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» была выделена субсидия в 343,6 миллиона рублей за счёт федерального бюджета на ремонт четырёх дорог протяжённостью 4,4 километра и капитальный ремонт ещё трёх в 1,8 километра (в 2020-м общая протяжённость ремонтируемых дорог была сопоставима - около 6 километров). Софинансирование из местного бюджета – 25,9 миллиона рублей рублей.
По данным на сайте мэрии Братска, общая сумма из бюджетов трёх уровней на дороги по БКАД составила 385 миллионов рублей в 2021 году. Там же в середине июля сообщалось о выделении дополнительных 108 миллионов рублей «решением губернатора» на дорожные ремонты.
Кроме того, город гидростроителей получил в 2021 году 78 миллионов рублей по региональной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Эти средства предназначались на ремонт дороги до дачных кооперативов «Дунайка».
Общая протяжённость дорожной сети Братска - около 600 километров.
Снижение общей цены контрактов на ремонт дорог в Братске в 2020-м и 2021 году было минимальным - 2,7% и 1,7% соответственно. В Иркутске в те же периоды - 5,9% и 7,67%. На двух торгах в 2020-м и в трёх в 2021-м контракты заключены по начальной цене.
Самые дорогие контракты включают ремонт двух участков дорог от Братской АТП до трассы «Вилюй» и автостанции БЛПК вместе с улицей Коммунальная за 122 миллиона в 2020 году, и ремонт улицы Комсомольская (Ремонт ул. Комсомольская разделён на 4 года, общая сумма, по данным на сайте мэрии за 2020 г., составит 500 миллионов рублей) за 188 миллионов рублей в 2021-м. На эти работы приходится треть сумм, выделенных на ремонт в прошлом и этом годах.
Ситуация, когда в торгах по ремонту дорог участвует только одна компания, вообще довольно типична для Братска. В 2020-м было объявлено пять закупок на ремонт дорог, в четырёх случаях на них заявлялся только один участник, в 2021-м - шесть закупок, четыре из них прошли с единственным участником.
Торги по ремонту дорог второй год выигрывают только три подрядчика - «Трансстрой», «Братская строительная компания» и ИП Томеян, которые в большинстве случаев не выходят друг против друга.
Только один раз за два года «Трансстрой» конкурировал с БСК за ремонт дороги. Это произошло в 2020 году на закупке по ремонту проспекта Ленина. В ещё двух торгах в 2021 году вместе с ИП Томеян и «Трансстрой» участвовали строительное монтажное эксплуатационное предприятие «Дельта» и «Межотраслевая компания Сибири» соответственно.
Наибольший объём контрактов в 2021 году забрала «Братская строительная компания». У неё два самых дорогих ремонта: участок улицы Комсомольской и бульвар Победы с улицей Энгельса (это одна закупка) - на 188,8 миллиона рублей и 108 миллионов рублей соответственно. В обоих случаях компания была единственным участником торгов, а цена не была снижена ни на рубль.
В 2020-м БСК также выиграла два контракта - ремонт участка улица Комсомольская за 115 миллионов и ремонт проспекта Ленина за 23,5 миллиона рублей. В первом случае компания единственная вышла торги, а цена не была снижена. Во втором аукционе из-за конкуренции БКС с «Трансстроем» стоимость упала почти на 25%.
«Братская строительная компания» была образована в августе 2017 года. Её предыдущее название - группа компаний «Русьстрой», его поменяли в 2019 году. По данным системы «Контур.Фокус», в этом же году она сменила учредителя. С 2017-го по 2019-й учредителем, а также генеральным директором был Юрик Сарибекович Томеян, а после - Давид Георгиевич Мкртчан, должность гендиректора с этого момента занимает Роберт Мхитарян.
Юрик Томеян также был директором ликвидированной в 2011 году компании «АРМ-Строй». Её учредителем значился Сурик Сарибекович Томеян, который в 2020-2021 годах в качестве индивидуального предпринимателя ремонтирует дороги в Братске по муниципальным контрактам.
В 2020 году у ИП Томеян в ремонте было три участка улиц, разыгранных одним контрактом почти за 122 миллиона рублей. Это два участка от Братской АТП до трассы «Вилюй» и автостанции БЛПК, а также улица Коммунальная. Сурик Томеян был единственным участником аукциона, а снижение цены составило 0,5%, или 612 тысяч.
В 2021 году индивидуальный предприниматель заключил два муниципальных контракта на ремонт дорог. В них вошли улицы Металлургов, Муханова и 40-лет Победы, разыгранные в одном аукционе, и улица к дачным кооперативам Дунайка. В первом случае Томеян был единственным, кто вышел на аукцион, он снизил цену на 0,5% (или 400 тысяч) - до 80 миллионов, во втором он конкурировал с компанией «Дельта», а цена упала на 2,5% (или почти на 2 миллиона рублей) - до 76,3 миллиона.
«Трансстрой» в 2020-м победила в двух аукционах, в обоих случаях был единственным участником. В торгах на ремонт улиц Зверева и Хабарова он снизил цену на 0,5% - до 19 миллионов, в закупке на ремонт улицы Енисейской контракт был заключён по начальной цене - 24,4 миллиона рублей.
Компания учреждена в 2003 году. Учредителем и гендиректором является Михаил Владимирович Лядов.
В 2021-м компания также победила в двух закупках. Торги на ремонт улицы Пролетарской за 38,3 миллиона рублей подрядчик выиграл, не снизив сумму контракта и будучи единственным участником, а в аукционе на ремонт улицы Вокзальной ему пришлось соревноваться с «Межотраслевой компанией Сибири», и цена контракта упала на 9,5%, до 68,4 миллиона рублей.
В Братске есть и муниципальное учреждение - «Дорожная служба города Братска» (ДСГБ), где работает более 200 человек. Учреждение не участвует в торгах на ремонт дорог, в отличие от муниципального «Иркутскавтодора», который успешно занимается этим в областном центре.
По информации на сайте администрации Братска, ДСГБ занимается содержанием дорог, ямочным ремонтом (в 2021-м - на 55 улицах), содержанием скверов и парков, а также отработкой жалоб населения на ремонты и озеленение территорий - эти два показателя отражаются в отчёте о её работе за 2021 год.