Общество Почему резко подорожала бытовая химия и что будет, когда спадёт ажиотаж

Почему резко подорожала бытовая химия и что будет, когда спадёт ажиотаж

Вместе с экспертами и участниками рынка разбираемся, что происходит, и строим прогнозы.

За последнюю неделю резко выросли в цене средства для стирки и бытовая химия. Ушли в прошлое промоакции и скидки на распродажах, а многие товары вообще исчезли с полок. Вместе с экспертами разбираемся в причинах подорожания, а также прикидываем, смогут ли отечественные производители заменить санитарно-гигиеническую продукцию зарубежных гигантов.

По две упаковки в одни руки

Цены на бытовую химию в магазинах меняются, как в калейдоскопе. Ещё недавно трёхкилограммовая пачка стирального порошка Tide или Ariel продавалась за 250–350 рублей. Теперь же стоимость такой же упаковки подскочила до 500–700 рублей.

В «Ленте» цена порошка выросла почти в два раза
А в «Магните» можно найти брендовую продукцию по приятным ценам
1 из 2
В «Ленте» цена порошка выросла почти в два раза
Источник:

Горожане гуляют по гипермаркетам, выбирая стиральные порошки, средства для мытья посуды и чистки санфаянса с нестрашными ценами. Устраивают набеги на так называемые «нищемаркеты», где товары, как на складе, выложены на палетах. На работе и в соцсетях хвастаются друг перед другом удачными приобретениями.

— Успел взять «Тайд» по старым ценам — меньше 300 рублей за три килограмма, — сообщает наш читатель Андрей.

В дискаунтерах очереди тянутся на полмагазина
Источник:

— Приехала за «Ариэлем», но цены уже подняли, пришлось взять что попроще, — печалится Наталья.

Ассортимент небольшой, бренды не очень известные, зато цены пока радуют
Источник:

Действительно, цены везде разные. В одних магазинах на стиральный порошок накинули рублей 100–150, в других стоимость увеличилась в два раза.

В гипермаркетах «Лента» в Челябинске на полках с бытовой химией даже повесили объявления об ограничении продажи товаров в одни руки. Теперь можно брать не больше двух штук каждого вида в одной покупке: порошок для стиральных машин; жидкие средства для стирки; капсулы и таблетки для стирки.

Повеяло советским «в одни руки не давать»
Источник:

— Эта вынужденная мера направлена на снижение рисков искусственного вымывания товара с полок вследствие закупок больших объёмов продукции в магазине для дальнейшей перепродажи по завышенным ценам. В магазинах сети участились случаи, когда посетители приобретают явно завышенное количество товара, который впоследствии реализуется через другие каналы по ценам, значительно превышающим цены магазина. При этом клиенты сети могут сталкиваться с временным отсутствием необходимой им продукции, — объяснили представители сети «Лента» на своих информационных ресурсах.

Подобные лимиты не только на продукты, но и на бытовую химию, ввели и другие ритейлеры, например, «Пятёрочка» и «Ашан».

Поставки по минимуму

На фоне спецоперации на Украине сразу несколько крупных иностранных производителей средств гигиены и бытовой химии объявили о приостановке инвестиций и сокращении поставок продукции в Россию. Так, один из лидеров мирового рынка, американская компания Procter & Gamble (выпускает товары под брендами Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Head & Shoulders, «Миф», Fairy, Mr. Proper, Blend-a-med и др.), сообщила, что продолжит поставки только средств базовой гигиены. Правда, что конкретно подразумевается под этим термином, не уточняется.

У Procter & Gamble есть два завода в России: в Санкт-Петербурге и Тульской области. Но большая часть товаров поставлялась из Польши
Источник:

— Мы прекратили все новые капиталовложения в России и приостанавливаем всю медийную, рекламную деятельность. Мы значительно сокращаем наш продуктовый портфель, чтобы сосредоточиться на основных товарах для здоровья, гигиены и личной гигиены, необходимых многим российским семьям, которые зависят от них в своей повседневной жизни, — говорится в письме президента и главного исполнительного директора P&G Джона Меллера. — По мере того, как мы продолжаем сокращать масштабы наших операций в России, мы продолжим корректировку по мере необходимости.

Вскоре компания Procter & Gamble уведомила ритейлеров о повышении отпускных цен с 15 марта — в связи с нестабильным курсом рубля и логистическими проблемами. Стоимость продукции увеличилась в среднем на 40%. 74.RU отправил запрос в Procter & Gamble с просьбой прокомментировать, насколько сократился ассортимент и выросли заявки от торговых сетей. На момент подготовки материала мы не получили ответ от компании.

Производители признают, что ассортимент изменится
Источник:

Не прокомментировали рост отпускных цен и сокращение ассортимента и в Unilever (Dove, Axe, Rexona, «Чистая линия», «Чёрный жемчуг», «Лесной бальзам», Domestos, Cif и др.). При этом в компании отметили, что прилагают все усилия для того, чтобы обеспечивать российских потребителей товарами повседневного спроса.

— Наши производственные предприятия, расположенные в Екатеринбурге, Омске, Санкт-Петербурге и Туле, продолжают снабжать потребителей в России средствами личной гигиены, товарами для дома и пищевой продукцией. Ввиду сокращения импорта сырья и упаковочных материалов, нашему бизнесу предстоит столкнуться с рядом операционных трудностей. Кроме того, наши потребители могут увидеть определённые изменения в нашем ассортименте, при этом качество продукции не изменится, — рассказали 74.RU в компании Unilever.

Российские заводы мировых гигантов используют импортное сырье и упаковку, а после обвала рубля всё это подорожало
Источник:

В начале марта о заморозке инвестиций в российский бизнес заявила компания Henkel (Persil, Bref, Pril, «Ласка», Schwarzkopf, Syoss, Fa и др.). Однако позже представители компании акцентировали внимание на том, что Henkel продолжает производственную и операционную деятельность на российском рынке, чтобы обеспечить потребителей товарами первой необходимости, в особенности продуктами бытовой химии и личной гигиены.

«Не успеваем отгружать!»

В ситуации ажиотажного спроса выросли цены даже на отечественную продукцию. За последние две недели мелкие производители бытовой химии ощутили небывалый всплеск интереса к своей работе.

— Пошли запросы на оптовые закупки. Помимо производства своих товаров под брендом «Папа Слон», мы по контракту делаем продукцию для продажи на маркетплейсах под другими торговыми марками. И вот там очень большой спрос — всё быстро улетает, не успеваем отгружать! — рассказала 74.RU представитель челябинской семейной компании, выпускающей авторскую бытовую химию, Анна Бонькина. — Увеличилось количество и розничных заказов. Доставка на ближайшую неделю расписана полностью — с понедельника по пятницу. Хотя обычно было так: сегодня заказали — завтра привезли.

В Челябинске, например, местные предприниматели производят 23 моющих средства, и спрос на их продукцию резко вырос
Источник:

Нынешняя ситуация для частных предпринимателей стала своеобразным вызовом и импульсом к расширению производства.

— Мы ускоряемся, чтобы всё успеть. Перенастраиваем производство, чтобы увеличить выработку, — добавила Анна Бонькина.

В марте всегда вырастал сезонный спрос на средства для стирки и уборки, отметила предпринимательница из Челябинска.

— А сейчас, видимо, наслоилась ещё общая экономическая ситуация. В итоге получился двойной спрос, с которым мы с трудом справляемся, — призналась совладелец семейной компании, выпускающей средства бытовой химии.

Ажиотаж спадёт, но прежние цены не вернутся

Цены на бытовую химию выросли на фоне обострения международной обстановки, обвала рубля и санкций против России.

— Procter & Gamble сократит ассортимент и перестанет развивать производство. Дефицит некоторых средств гигиены, который мы сейчас наблюдаем, произошёл из-за ажиотажа. Через три-шесть месяцев прилавки снова наполнятся, потому что в стране нет проблем с целлюлозой и другим сырьём для производства потребительских товаров. То же можно сказать про кремы и шампуни.

В стране достаточно мощностей, чтобы запустить их производство. Они не являются наукоёмкой продукцией, чтобы говорить про какие-то сложности с технологией. Сырья — в избытке. Ситуацию можно сравнить с марлевыми защитными повязками. В начале 2020 года они были в дефиците, но затем в короткое время ими полностью обеспечили население, — объяснил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

По словам экспертов, на сложившуюся ситуацию повлияли нарушение логистических связей, подорожание перевозок и сырья.

— Та же Procter & Gamble повысила цены на продукцию из-за логистических сложностей и обвала курса рубля. Маховик инфляции в мире раскручивается. Цены на сырье для производства потребительской продукции, к примеру, стиральных порошков, и цены на упаковку растут. К сожалению, ажиотаж пройдёт, но цены на прежний уровень не вернутся у всех производителей, — заключил Андрей Верников.

Скидки уходят в прошлое

О громких распродажах, похоже, тоже можно забыть. В приложениях и интернет-магазинах даже если указаны скидки, то с уже с повысившейся ценой.

Грустная скидка: месяц назад за эту цену можно было купить две-три бутылки
Источник:

Между тем именно в сфере бытовой химии активно использовались различные промоакции и бонусы. По словам экспертов, они были одним из самых эффективных инструментов продаж. Более 60% продаж бытовой химии в прошлом году обеспечивалось за счёт промоакций, подсчитали в компании NielsenIQ.

Лидерами среди товаров, продаваемых со скидками, по данным NielsenIQ, были кондиционеры для белья (93% товаров в натуральном выражении), стиральные порошки (80%), средства для мытья посуды (77%).

— Чего можно ожидать в условиях, когда сети и производители отказываются от распродаж и промоакций на фоне сокращения доходов потребителей и ухудшения экономической ситуации в целом? Начнётся замещение дорогих товаров более дешёвыми аналогами российского и зарубежного производства. Уменьшится размер скидки — не 50%, а 10%, например, и с новой цены.

Сузится ассортимент товаров международных брендов — оставят только самые ходовые позиции. Продажи бытовой химии в натуральном выражении сократятся. Потребители уже привыкли к промо, так что повышение цены в два раза точно будет сдерживать спрос, — объясняет партнёр агентства M.A.Research руководитель направления «ритейл» Анна Синявская.

Дорогие бренды начнут вымываться, а отсутствие скидок, по словам экспертов, снизит продажи
Источник:

В то же время производители и ритейлеры вряд ли откажутся от скидок навсегда, прогнозируют эксперты.

— Это, скажем так, политика переходного периода, когда надо будет понять, как работать в новых рыночных условиях, и перестроить логистику. В дальнейшем скидки, скорее всего, вернутся, но будут меньше, — успокаивает Анна Синявская.

Торговые сети уже начали искать замену импортной продукции
Источник:

Недоволен ценой — жалуйся в УФАС

В региональном управлении ФАС сообщили, что ведомство ведёт постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые товары и услуги. В случае выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства незамедлительно принимаются меры реагирования — от предостережений до возбуждения антимонопольных дел.

На необоснованный рост цен на моющие средства можно пожаловаться в антимонопольную службу
Источник:

Если покупатель считает, что цена на ту или иную продукцию необоснованно завышена, он может сообщить об этом в антимонопольную службу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления