Вечером 26 июля 2024 года в поселке Большая Речка таинственно пропали двое подростков — 11-летняя девочка и 13-летний мальчик. Они несколько лет жили в приемной семье. Родители отлучились всего на полчаса, а когда вернулись, детей уже не было. Их мог похитить биологический отец, который планировал увезти сына и дочь в Узбекистан. Или они могли упасть с обрыва в Ангару. Историю исчезновения подростков рассказали в очередном выпуске программы «Вернувшиеся» на телеканале ТВ-3.
Мать могла оставить детей на неделю
Был обычный день. А вечером, около 6 часов, родители сели на велосипеды и поехали в магазин. 11-летняя Даша делала уроки, а 13-летний Даня рисовал. Спустя полчаса взрослые вернулись и не обнаружили детей. Сначала подумали, что ребятишки ушли за грибами в близлежащий лесочек, но и там их не оказалось. На ум приходило самое страшное. У мамы случилась истерика.
Юлия и Юрий очень любили своих детей, хотя они были для них приемными. В 2021 году они написали заявление о том, что хотят взять двух малышей. Но перед этим будущую семью проверяли и обучали.
— Написали заявление на двоих маленьких. В конце концов привезли домой двух больших, — улыбается Юлия Булатова.
Супругам показали фотографии Дани и Даши, и они сразу же поехали в детский дом. «Даша взяла Юру за руку, Даня — меня. Даня идет и говорит: „А можно я вас буду мамой называть?“» — вспоминает Юлия.
Родные брат и сестра были из неблагополучной семьи. Уже потом они рассказывали, что настоящая мама часто оставляла детей одних. Могла уйти на неделю, а малыши оставались без еды. Порой приходилось жарить очистки на печке и это есть. «Для них это тяжелая жизнь была. Бывает такое рассказывают, что как будто во время войны жили. Аж по коже мурашки бегают», — замечает приемный отец Юрий Носков.
Привыкать к новой жизни детям было непросто, но постепенно они оттаяли и превратились в обычных подростков, которые очень любят своих родителей. Как рассказывает Юлия Булатова, Даня более мягкий по характеру, а Даша — шустрая и командирша. Между собой могут поссориться, но всегда друг за друга стоят горой. Семья подружилась с женщиной, которая взяла из детдома младшего брата подростков Вадима.
В день исчезновения никаких конфликтов не было — ни между детьми, ни с приемными родителями. Поэтому исчезновение Даши и Дани стало настоящим шоком.
Их выкрал биологический отец?
Юлия и Юрий поискали в доме, в ограде, за ней, в лесочке, где дети обычно собирали грибы, а потом сели в машину и поехали по поселку. Они спрашивали у детей, у взрослых — никто не видел пару подростков.
В соседнем поселке живет друг семьи и волонтер поискового отряда «111.62» Дмитрий Артемихин. Юлия позвонила ему около 7 часов вечера. Людей мало, но они начали обход прибрежной зоны и заброшенных зданий. В восемь Артемихин запросил у координатора своего поискового отряда дополнительные силы. Параллельно заявка на розыск поступила в еще один поисковый отряд в Иркутске и в полицию. В 9 вечера в Большую Речку начали прибывать первые группы волонтеров.
Версий исчезновения детей было много. Одна из них — побег. Этот вариант сразу берут в разработку. Но как заметил Артемихин, приемная семья считалась благополучной, дети и родители любили друг друга. Юлия Булатова подчеркивает, что никогда не ругала и не наказывала Дашу и Даню.
Юлия и Юрий опасались, что подростков выкрал биологический отец, который в свое время хотел увезти их в Узбекистан. «Я почему-то подумала, что именно он мог приехать», — замечает мама подростков.
В 21.30 волонтёры вместе с полицией проверили камеры, но дети нигде не засветились. Параллельно поисковики отрабатывали варианты с лесом и водой.
Мама думала о страшном — дети ушли на Ангару и могли упасть с обрыва. А плавать они не умеют. Поисковики отметили, что в последнее время было очень много погибших на воде детей. Так, в 2023 году на реке Ушаковке погибла полуторагодовалая девочка. Нашли малышку в день рождения недалеко от места пропажи.
Ещё одна группа волонтеров обходила дома в поселке — может, кто-то из местных приютил брата и сестру. Но нет, их никто не видел.
Дети не вернулись из леса
В 21:45 по Байкальскому тракту ехал сотрудник ППС Станислав Непомнящих. Он возвращался со смены из Листвянки в Иркутск и еще не был в курсе пропажи детей.
Проехав Большую Речку, он заметил на левой стороне дороги двух детей — мальчика и девочку, которые шли вдоль лесополосы. Это показалось ему подозрительным, он проехал вперед, через 150 метров незаметно развернулся и поехал навстречу подросткам.
Дети, завидев полицейскую машину, резко убежали вглубь леса. Непомнящих по рупору попросил их вернуться, но они этого не сделали. А через 15 минут он получил сообщение о том, что в районе объявлен розыск Даши и Дани.
— Мне позвонили, и мужчина говорит: «Подскажите, пожалуйста, девочка в какой была обуви? Я говорю: „Розовые тапочки“. И он мне в телефон говорит: „Значит, это была она“, — вспоминает Юлия Булатова.
В лесу инспекторы ППС нашли розовый тапочек — видимо, Даша потеряла, когда вместе с Даней убегали от полиции.
Теперь на первый план вышла версия побега. Волонтеры сразу отправили на трассу несколько экипажей с добровольцами. Они опасались, что подростков подберет попутка, и тогда найти их будет гораздо сложнее.
В 22:15 на помощь волонтёрам прибыло несколько экипажей ДПС, которые осматривали машины, двигающиеся в сторону Иркутска. А поисковые группы прочесывали лес в том районе, где дети убежали от полицейских. Один из экипажей отправили в заброшенный пионерлагерь и на соседнюю турбазу.
Ребенок отозвался
В 11 вечера пошел сильный дождь, и поисковики ускорились, ведь дети были одеты не по погоде и, скорее всего, уже получили переохлаждение. Еще страшнее, если дети спрятались в заброшенном лагере — там они могли погибнуть по неосторожности.
Даже ночью волонтеры не останавливали поиски.
— Я шел по лесу и увидел два силуэта невысокого роста. Видно, что это люди не с нашего отряда. Силуэт какого-то маленького ребенка. Потихонечку он начал подходить. Смотрю, по описаниям, которые у нас были, все совпадало, — рассказывает Дмитрий Артемихин.
Но дети тоже заметили мужчину и рванули снова вглубь леса. Дмитрий не растерялся и побежал за ними. Догнать он смог только Дашу. А Даня снова скрылся.
Поисковик отвел девочку в машину, сообщил по рации, что Даша найдена. Она сильно замерзла. Мама привезла плед и одежду. «Я ее обняла, она как заплачет громко, зарыдала сильно-сильно. Я плакала, она плакала», — делится Юлия Булатова.
Около 30 волонтеров начинают поиск от места обнаружения Даши. До сих пор непонятно, что заставляло детей бежать. А значит, непредсказуемо и поведение Дани. Ведь он может затаиться, и найти его будет практически невозможно.
Ближе к трём часам ночи батарейки и рации уже начали садиться, поисковикам нужно было вернуться к машинам, чтобы их заменить. Возвращаясь к автомобилям, волонтеры продолжили звать Даниила. И вдруг ребенок откликнулся. Мальчик сказал, что замерз и хочет домой. Он был весь мокрый от дождя.
В 3:30 официально поиски остановили.
Хотели сделать сюрприз
Пропавшие Даша и Даня были обнаружены в 7 километрах от дома и по очереди возвращены к приёмным родителям.
— Мама с папой поехали в тот день в магазин. И мы просто захотели грибы собрать. Сюрприз хотели сделать, — объясняет Даша.
Дети поднялись на пригорок, а потом заблудились.
А когда увидели машину полиции, испугались. «Вдруг заберут, в тюрьму посадят», — замечает девочка. «Раньше уже было так. Всегда забирали», — добавляет Даня.
Дети испугались, что их заберут из новой семьи, и поэтому убежали. Ведь раньше они уже сталкивались с инспекцией по делам несовершеннолетних. В прошлой жизни ребятишек часто отлавливали и увозили в больницу на месяц-два.
После этого случая Даша и Даня больше никуда не ходят без разрешения. Для них эта ситуация стала уроком. А Даня вдруг стал рисовать иконы.