Администрация Иркутска в начале июля сообщила, что в Иркутск приехал новый трамвай, изготовленный по специальному заказу. Это первый для города трамвай, который совмещает высокий и низкий пол. Но можно ли его назвать новым? В мэрии говорят, что это кузов модели 71–605, которую выпускали с конца 1960-х годов. Что же мы имеем в итоге — реновацию старого трамвая или полноценно новую машину? Попытались в этом разобраться.
Представляя новый трамвай, мэр Иркутска Руслан Болотов рассказывал, что муниципальный «Иркутскгорэлектротранс» приобрел «кузов первой комплектности модели 71–605» и «необходимые комплектующие для монтажа новых тележек».
Знатоки городского электротранспорту сразу обратят внимание на номер модели. Это старый добрый трамвай КТМ-5 Усть-Катавского вагоностроительного завода, которые начали производить в 1960-е годы. Такие и сейчас можно встретить на улицах Иркутска, даже несмотря на то что они морально устарели уже 20–30 лет назад.
По данным на сайте «Иркутскгортранса», трамвайное депо сейчас эксплуатирует около 50 единиц трамваев модели 71–605 и восемь — модели 71–619, это те, что выглядят поновее, их впервые выпустили с завода в 1999 году.
У нового вагона внешне улавливаются черты сходства со старым, разве что передняя часть стала более скошенной, а острых углов — меньше. Поэтому кажется, что это просто пересобранный КТМ-5, который прошел «реновацию».
В пресс-службе мэрии уверяют, что трамвай собран с нуля и из новых материалов. Это касается как кузова, который произвели на заводе «Горизонт» в Екатеринбурге, так и всей начинки — от электроники и отделки в салоне до тележек. Последние собирали уже в Иркутске.
— Слово «пересобранный» здесь не подходит. Это полностью новый кузов, с новым оборудованием. Электронную систему управления тяговым приводом сотрудники научно-производственного объединения «Горизонт» разработали сами. Тележки собраны из новых комплектующих специалистами депо. Кузов первой комплектности произведен на заводе. Здесь (в Иркутске. — Прим. ред.) его снабдили пантографом и поставили на тележки, — рассказали в администрации.
Ранее «Горизонт» уже поставлял кузова и электронику для трамваев в другие города. Больше всего их ушло в Магнитогорск. Как следует из данных на портале госзакупок, с 2017 по 2019 год муниципальный перевозчик «Маггортранс» закупил 13 кузовов на общую сумму 91,2 миллиона рублей (в среднем они обходились в 5,9 миллиона). От иркутского он отличается тем, что в нем одноуровневый высокий пол.
Кроме того, в 2022 году «Маггортранс» заключил с «Горизонтом» договор на поставку 20 новых кузовов модели 71–605. Их планируют установить на старые тележки. Стоимость работ оценивается почти в 232 миллиона рублей. Таким образом, один корпус стоит порядка 11,5 миллиона.
Еще один трамвай такого типа, произведенный «Горизонтом», появился в Саратове в 2020 году. Он обошелся «Саратовгорэлектротрансу» в 8,4 миллиона рублей. Он тоже высокопольный, и его «посадили» на старые тележки.
Иркутску новый кузов обошелся в 16,6 миллиона рублей. За эти деньги город получил внешнюю и внутреннюю обшивку, электронную систему управления тяговым приводом двигателей, систему видеонаблюдения, кондиционер, салон с переменным уровнем пола и выдвижным пандусом.
Сколько стоило приобретение комплектующих для формирования тележек, в пресс-службе мэрии на момент публикации материала уточнить не смогли, отметив, что они закупались у разных поставщиков. Кроме того, нам не удалось узнать в самом «Горизонте», действительно ли изготовленный для Иркутска кузов был эксклюзивом — в компании на момент публикации материала не ответили на вопросы.
В администрации рассчитывают приобрести партию подобных кузовов в нескольких исполнениях: классическом высокопольном и разноуровневом. Аукцион на их приобретение могут разыграть уже до конца года.
Пока в Иркутске хвастаются покупкой новых «переосмысленных» кузовов на базе доисторического КТМ-5, соседи из Бурятии закупают по-настоящему новые современные трамваи. Так, например, выглядит полностью низкопольный 71–911 «Львенок».
В Улан-Удэ сейчас эксплуатируется больше 10 таких вагонов стоимостью более 500 миллионов рублей. Правда, периодически возникают проблемы с их обслуживанием.
Научно-производственное объединение «Горизонт», поставившее кузов в Иркутск, работает в Екатеринбурге с 1992 года. По данным на сайте предприятия, оно занимается производством электроники для различных видов транспорта, нефтегазового сектора и горнодобывающего оборудования. В то же время сервис «Контур.Фокус» среди видов деятельности «Горизонта» выделяет производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава для городского пассажирского транспорта.
В период с 2011 года предприятие заключило более 60 государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 1,7 миллиарда рублей. В основном они связаны с производством и поставкой различного электронного оборудования, наладкой и обслуживанием автоматизированных систем. Кроме того, «Горизонт» занимается поставками кузовов для локомотивов, трамваев и экскаваторов.
Выручка научно-производственного объединения в 2022 году составила 4,5 миллиарда рублей, предприятие сработало с чистой прибылью в размере 703,8 миллиона рублей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.