Страна и мир Спецоперация на Украине «Я уже заплатила 200 тысяч»: как жены и мамы добиваются отпусков для мобилизованных бойцов из Сибири — кто-то не видел родных по году

«Я уже заплатила 200 тысяч»: как жены и мамы добиваются отпусков для мобилизованных бойцов из Сибири — кто-то не видел родных по году

Некоторые мобилизованные не были в отпуске ни разу — не помогает даже прокуратура

Оказалось, что получить отпуск удается не всем мобилизованным

В сентябре 2023 года председатель комитета по обороне Госдумы России Андрей Картаполов рассказал, что ротация на СВО не предусмотрена, и мобилизованных россиян вернут домой только по окончании спецоперации. Тем не менее отпуска бойцам все-таки положены: раз в полгода они могут вернуться домой на две недели, причем время, затраченное на дорогу, отпуском считаться не будет. Увы, то, что идеально выглядит в словах чиновников, не всегда воплощается в реальность. В редакцию NGS.RU обратились родственники двоих мобилизованных из Новосибирска, которые не могли получить обещанный отпуск и увидеть свои семьи. А после журналист поговорил с третьей женщиной: она сумела вернуть мужа домой, хотя потратила крупную сумму денег на услуги юристов.

«График отпусков установлен, но не соблюдается»: история Ильи и Татьяны К.

В конце сентября 2022 года новосибирец Илья К. (его полное имя, как и имена остальных героев публикации, известны редакции NGS.RU, но не разглашаются в соответствии с законом) получил повестку из военкомата и отправился сначала в учебный лагерь на улице Иванова в Советском районе, а затем — в зону проведения спецоперации. Был ранен, реабилитацию проходил в России, но полноценного отпуска за год службы не получил ни разу.

— В мае он получил контузию: у него не срабатывала какая-то группа мышц, не мог руку в кулак сжать, — вспоминает мама мобилизованного Татьяна Петровна. — Жена и дети съездили к нему в санаторий в Калининградскую область, а я человек нездоровый и поехать не смогла. Год я его не видела.

Пожилая женщина каждый день ждет звонка или хотя бы сообщения от сына, постоянно на связи с женой Ильи. Узнать, что с сыном всё в порядке — уже бесценно, но Татьяна Петровна мечтает наконец увидеть его вживую. Увы, с этим возникли проблемы — даже несмотря на то, что Илья заключил договор с юристом, представляющим его интересы в Новосибирске.

— Отпуск по ранению он не получал, очередной отпуск, положенный через 6 месяцев, — тоже, ни одного из двух положенных отпусков, — рассказала представитель бойца, юрист Екатерина Владимирова.

С жалобой она обратилась в Центральный военный округ Минобороны РФ, а также в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона. Ведомство провело проверку и установило, что права Ильи К. действительно были нарушены:

— Надзорными мероприятиями, проведенными в воинской части, установлено, что график предоставления военнослужащим части в 2023 году отпусков разработан и утвержден, однако установленным порядком не соблюдается, в связи с чем в адрес правомочного командования внесено представление об устранении нарушений закона, — ответили юристу в прокуратуре, однако тут же уточнили: боец уже прикомандирован к другой воинской части, но ее еще никто не проверял.

В прокуратуре Новосибирского гарнизона признали, что права Ильи К. были нарушены, но отпуск мужчина так и не получил

В адрес командира военной части прокуроры вынесли представление о недопустимости нарушения установленного графика отпусков, однако возымела ли эта мера практический эффект — вопрос открытый.

«Кто-то накосячил и не вернулся»: история Сергея и Елены М.

По сравнению с рассказом Татьяны Петровны может показаться: жительница города Оби Елена М. просто не понимает своего счастья. Хотя ее супруга тоже призвали в первые дни частичной мобилизации, мужчина с тех пор уже дважды побывал дома.

Вот только Елена особенно везучей себя не считает. Прошлой осенью она осталась с 11-летним сыном и полуторагодовалой дочкой в недостроенном частном доме с печным отоплением, без бабушек и дедушек, а главное — без любимого мужа. К мобилизации семья оказалась не готова: Елена говорит, что была полностью уверена — Сергей, страдающий тяжелой гипертонией и имеющий плохое зрение, на фронте не пригодится. Не испугалась даже тогда, когда муж получил повестку: решила, что в учебном лагере супруг пройдет медкомиссию и вернется домой. Но вместо этого в октябре Сергей с остальными сослуживцами отправился на территорию Украины.

В первый раз мужчину отпустили отдохнуть строго через полгода, в апреле 2023 года. Летом Сергей вернулся в Новосибирск еще раз — долечиться и проходить ВВК после ранения. Неизвестно, повлиял ли такой длительный «отдых» на дальнейшие события, но очередной отпуск мобилизованный так и не смог получить.

— Второй отпуск ему должны были расписать в сентябре, но говорят, кто-то накосячил и из отпуска не вернулся, поэтому всех отпускать пока перестали, — предполагает Елена, но тут же сама оговаривается: она не знает, насколько правдиво это объяснение. — Уже октябрь прошел, а его не отпускают и не отпускают…

Часть мобилизованных съездила в первый, предоставляемый после 6 месяцев службы отпуск

По словам женщины, разлука дается тяжело не только ей, но и всей семье. Сын отбился от рук и съехал по учебе, не помог даже психолог. Маленькая дочка смотрит в окно и зовет папу, а Елена всякий раз вздрагивает: неужели отпустили? Малышка как раз заговорила связными предложениями, а ее отец пропускает эту важную часть жизни ребенка.

— Иногда он мне говорит по видеосвязи, что спокойнее было бы не звонить, — всхлипывает Елена. — Он мужчина, но когда видит дочку, понимает, что Алина (имя ребенка изменено. — Прим. ред.) растет без папы, и плачет.

Женщина неоднократно жаловалась в приемную президента, сначала, когда мужа только мобилизовали, потом — из-за того что, несмотря на серьезное ухудшение здоровья, его не комиссовали, наконец, из-за непредоставления отпуска (все обращения есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.), но результатов это не принесло.

— Раз восемь я писала. Сначала по делу, потом что попало уже, ­­­— Елена самокритично уже признается в том, что давала волю эмоциям. — На 18 ноября поеду в Москву, записалась на прием [в приемную] к Путину. Я готова уже и к президенту идти, и на митинг, лишь бы его домой отпустили хоть ненадолго.

«Я везде ходила с юристами, и муж приехал»: история Виктории и ее мужа

Виктория, как и Елена М., жительница города Оби, но до начала мобилизации женщины знакомы не были: свели их общие жизненные обстоятельства.

Муж Виктории, по словам женщины, на спецоперацию отправился, несмотря на камни в почках, и до 29 октября 2023 года отпуск не получал. Она тоже писала во все инстанции, а потом и вовсе обратилась в суд: была твердо уверена, что мужу нужна медицинская помощь.

— 31 января я начала везде писать [чтобы мужа комиссовали по состоянию здоровья], потом обратилась в суд. Суд я 26 мая проиграла, не понимаю почему. Подала на апелляцию, там еще всё на рассмотрении, — рассказала женщина. — [Я обращалась в суд] даже не чтобы его вернули домой, а хотя бы для того, чтобы ему оказали медицинскую помощь.

Параллельно Виктория начала добиваться, чтобы мужу предоставили положенный по закону двухнедельный отпуск. Она обращалась к властям Новосибирской области за содействием и в Министерство обороны, но ни одно из обращений (они есть в распоряжении NGS.RU) не привело к результату, который бы устроил женщину: военнослужащему, например, изменили категорию годности на В, но не вернули его домой и не положили в госпиталь.

— Военная прокуратура 28 августа вынесла представление командованию части, к которой приписан мобилизованный, но это представление никто не исполнил, — утверждает женщина (ответ есть в распоряжении редакции NGS.RU).

Виктория вновь пошла в суд, и лишь теперь, спустя 9 месяцев напряженной борьбы, ей удалось снова увидеть супруга.

— В это воскресенье приехал, ­– со слышной даже по телефону радостью говорит Виктория. — Уже записались на обследование.

За неделю Виктория не смогла прислать в редакцию решение суда, поэтому нельзя точно понять, действительно ли возымели действие ее усилия и иск удовлетворили, или супруга просто отпустило в отпуск командование. При этом Виктория боится, что последовать ее примеру и пойти в суды сможет далеко не каждая женщина: самой сибирячке это вышло в копеечку.

— Я везде ходила с юристом, — рассказывает женщина. — Я уже заплатила ему 200 тысяч. Каждое заседание — 7 тысяч рублей. Каждое исковое заявление, каждое ходатайство — отдельная сумма.

Для многих родственников мобилизованных траты ограничились покупкой вещей в учебный лагерь. Но Виктории пришлось заплатить значительно больше

При этом Виктория убеждена, что, возможно, остальным женам мобилизованных придется действовать вообще своими силами:

— Мобилизованные — они же, как мы с вами, как обычные работающие люди, им положен отпуск, но ничего, ничего не исполняется!

Чтобы узнать, на каких условиях мобилизованным предоставляется отпуск, журналист обратился к координатору движения «У военнослужащих тоже есть права» Алексею Ковалеву, но он прокомментировать предоставление отпусков не смог.

— Эта ситуация находится вне правового поля, — объяснил юрист. — По большому счету, здесь даже судиться бесполезно.

На момент публикации Илья К. и Сергей М. всё еще находятся в зоне боевых действий. Когда они смогут поехать в отпуск, никто не знает.

НГС отправил запросы в военную прокуратуру и ЦВО, чтобы узнать, есть ли причины, по которым военнослужащего могут не отпустить в положенный ему отпуск, а также выяснить, когда семьи смогут увидеть своих мужей и сыновей. Ответы на запрос в установленный законом о СМИ срок не пришли.

Ранее мы писали о том, с какими проблемами жены мобилизованных столкнулись, когда мужья вернулись к ним в отпуск. Часть женщин была в ужасе от того, как пострадала психика мужчин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Сапожник без сапог. Иркутский футбол остался без стадиона — реакция болельщика
Анонимное мнение
Мнение
«Выкиньте смартфон, включите мозги или порвите права». Яростная колонка об иркутских водителях
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Гуляем только во дворе». Иркутянка переехала в село и делится первыми впечатлениями
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления