Станция скорой помощи в Иркутске стала самой настоящей горячей точкой в нашу коронавирусную годину. Ежедневно на телефоны дежурных поступают тысячи звонков, бригады совершают тысячи выездов. Как говорят медики, они стараются помочь каждому, но иногда им приходится встречаться с непониманием, агрессией и даже враньём.
59 бригад и «паразитические вызовы»
Городская станция скорой помощи обслуживает население 623-тысячного Иркутска, а также жителей Иркутского района. Она разделена на пять подстанций, которые находятся в разных частях города. Предполагается, что такая разбивка должна обеспечивать приезд бригады медиков в течение 20 минут в любой пункт, где требуется их помощь. Но сейчас, во время распространения коронавируса, могут случиться и непредвиденные ситуации.
Одна из таких историй случилась в посёлке Грановщина, где 20 октября скончалось двое местных жителей, которые не дождались врачебной помощи после вызовов скорой. Это произошло в том числе потому, что сейчас число звонков увеличилось в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами, выездов — в два раза. Всему виной коронавирус: люди переживают, что они им заразились, и даже при малейших проявлениях респираторных инфекций звонят напрямую в скорую помощь.
«Если брать аналогичный период прошлого года, от населения поступало от 500 до 600 вызовов, сейчас — до 1,1 тысячи. Обращаются люди с проявлениями ОРВИ — температурой, кашлем. Они не обращаются к участковым терапевтам, а сразу думают, что им нужна скорая помощь. В зависимости от полученной информации мы им рекомендуем либо обращаться к участковым сетям, либо направляем бригаду — если поступает информация о тяжёлом состоянии пациента», — рассказал заместитель главного врача Иркутской станции скорой медицинской помощи Михаил Козиев.
По его словам, чтобы разгрузить дежурных, количество телефонных постов увеличили с 7 до 10. Они работают в две смены: с 8 до 20 часов, и с 20 до 8 следующего дня. В пиковые части — с дневных часов и до самой ночи — работает до 59 бригад скорой помощи. Их работу осложняет то, что сами медики время от времени становятся пациентами, потому что у врачей нет никаких «суперспособностей», защищающих их от коронавируса. В случае если заболевает хотя бы один из врачей, на больничный уходит вся бригада. Сейчас либо из-за ковида, либо из-за контактов на карантине находятся почти 130 работников из тысячи.
Козиев рассказал, что люди стали намного чаще звонить, чтобы проконсультироваться — стоит ли им вызывать скорую помощь. Стало больше звонков с выяснениями, где же скорая, почему она так долго не приезжает. Он отметил, что люди по-разному реагируют на разговор с дежурными. Есть звонки, когда они настаивают на вызове скорой помощи, и их невозможно переубедить. Дежурные выясняют экстренность, стоит ли отправлять бригаду скорой. Иногда оказывается, что с этой проблемой можно справиться амбулаторно.
«Есть недобросовестные, «паразитические» вызовы, когда дежурным рассказывают, что пациенты задыхаются, падают. Направляется бригада, и по факту оказывается, что человек болеет 1-2 дня, у него повышение температуры, кашель, но нет никакой одышки или дыхательной недостаточности. Его состояние оценивается как удовлетворительное, но пациент требует госпитализации», — рассказал Козиев и отметил, что «преобладают панические настроения».
По его словам, всё чаще люди стали требовать провести им исследование на компьютерном томографе, потому что они либо услышали в СМИ, либо им кто-то сказал, что только КТ может показать, болеет человек коронавирусом или нет. «КТ — это сложное исследование, которое имеет свои минусы, например, серьёзную лучевую нагрузку. Оно назначается только по строгим показаниям, которые устанавливают либо участковые врачи, либо персонал в стационарах», — подчеркнул специалист.
При этом он отметил, что медики не могут отказать пациенту в медицинской помощи, поэтому основная задача диспетчера — оценить состояние звонящего, задать ему правильные вопросы, чтобы понять, действительно ли ему нужна скорая помощь, или же ему стоит обратиться к участковому врачу.
Скорая помощь, слушаю
Вызовы на станции принимаются в помещении, которое называется «оперативная часть». Вся работа проходит за закрытыми дверями, чтобы попасть в кабинет к дежурным, нужно иметь магнитный звонок. Посторонних сюда обычно не пускают, но сегодня станция скорой помощи решила показать, в каких условиях работают дежурные.
Их десять человек — только девушки и женщины. Все — с чётким голосом и, кажется, с железной выдержкой. Поставил себя на их место и понял, что мне было бы очень сложно общаться с нервными, паникующими людьми, каждый из которых считает, что к нему незамедлительно должны прислать карету скорой помощи.
У всех есть специальное оборудование: телефон с функцией записи звонков, наушники с микрофоном, компьютер с программой, которая позволяет составить «досье» на вызов и при необходимости перенаправить его либо бригаде скорой помощи, либо другому медучреждению. Возле каждого стола расклеены памятки для маршрутизации звонков.
Пока заведующий оперативной частью Александр Добродей показывал функциональные особенности оборудования, краем уха услышал, что буквально каждый дежурный задаёт звонящим одни и те же вопросы — «Есть температура? Как долго? К участковому обращались?» — и тому подобные. Работа не останавливается ни на секунду. После завершения одного вызова сразу следует другой.
По словам Добродея, основная часть вызовов сейчас связана с сезонными вирусными заболеваниями. «Когда заканчивается «вирусная волна», начинают подрастать инфаркты и инсульты, острые хирургические патологии. Но ждать, что мы захлебнёмся инсультами и инфарктами, не приходится», — рассказал он и отметил, что люди, звоня в скорую помощь, чаще всего перестраховываются.
Кабинет оперчасти разделён небольшим проходом на две части. В одном находятся дежурные, во втором — специалисты, которые передают вызовы бригадам скорой помощи. По словам Александра Добродея, у них такая же тяжёлая работа, как и у дежурных. Им нужно хорошо знать город, чтобы сориентировать ближайшую бригаду, а также помнить всё обо всех бригадах. Например, у какой из них достаточен запас кислорода, а у какой его не хватает.
Напоследок он сказал, что медики переживают за состояние пациентов не меньше самих пациентов, особенно в разгар коронавируса. Но, как отметил Добродей, за любыми эмоциями, жалобами и криками должен стоять объективный фактор. Он попросил иркутян внимательнее относиться ко здоровью и уметь дифференцировать своё состояние, чтобы понять, когда лучше обратиться в поликлинику, а когда — в скорую помощь. Михаил Козиев в свою очередь отметил, что станция скорой и так уже работает на грани своих сил и возможностей.