НОВОСТИ
17 ИЮЛЯ
16 июля
15 июля

Истерика на медицинских кадрах

В конце июня Законодательное собрание Иркутской области приняло в первом чтении законопроект, передающий с муниципального на региональный уровень полномочия по созданию условий для новых медицинских кадров. Инициатива пятерых членов фракции «Единой России» вызвала праведный гнев министерства здравоохранения региона, которое обвинило депутатов в популизме, заявив, что такие законопроекты должны проходить обязательное общественное обсуждение. И на следующей после сессии неделе минздрав устроил два показательных процесса над законопроектом со слёзовышибательными монологами главы ведомства Олега Ярошенко и крепкими словечками мэров.

Перед сессией

Депутаты-единороссы Андрей Лабыгин, Алексей Козюра, Артём Лобков, Игорь Милостных и Владимир Новожилов внесли свой законопроект 13 апреля – об этом говорит система мониторинга «Электронный парламент» на сайте заксобрания. До июня документ проходил согласования в различных ведомствах. Например, ответ Ассоциации муниципальных образований Иркутской области получился лаконичным: «Предложений и замечаний нет». Региональное управление Минюста назвало законопроект «необходимым и достаточным». Прокуратура Иркутской области указала, что в случае принятия деньги из регионального бюджета могут быть выделены только со следующего финансового года, в нашем случае – с 2018 года. Также по мнению ведомства, законопроект нужно привести в соответствие с федеральным законодательством, которое говорит, что создание благоприятных условий для привлечения кадров – это полномочия органов местного самоуправления, тогда как авторы законопроекта наделяют муниципалитеты лишь «правом» создавать такие условия.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко направил подчёркнуто отрицательный отзыв на законопроект. Глава также указывает на расхождения с федеральным законодательством, реализация этого законопроекта вообще не входит в ближайшие планы регионального правительства. Кроме того, принятие документа, по данным главы региона, приведёт к сокращению на 5% федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-м.

И прокуратуру, и Левченко обеспокоил денежный вопрос, хотя в пояснительной записке к законопроекту говорится, что его принятие «не повлечёт за собой дополнительных расходов бюджета». Позже минздрав привёл ошеломительные цифры – 19 миллиардов рублей. Столько понадобится для решения первоочередных задач, плюс нужно будет привести в соответствие кучу нормативно-правовых актов. Для сравнения – весь бюджет регионального здравоохранения в 2016 году составил 44,2 миллиарда рублей.

Ещё до внесения законопроекта – 10 апреля — ИА «Альтаир» опубликовало интервью министра здравоохранения с заголовком: «Олег Ярошенко назвал контрпродуктивной инициативу Андрея Лабыгина». В подводке к тексту говорится, что председатель профильного комитета заявил о подготовке законопроекта «на заседании профильного парламентского комитета 4 апреля», хотя в этот день, если верить всё тому же «Электронному парламенту», был комитет по госстроительству и местному самоуправлению. В мае оказалось, что главные врачи больниц собирают подписи против законодательной инициативы. Всего под обращением к губернатору Сергею Левченко и спикеру заксобрания Сергею Брилке подписалось более 30 главных врачей Иркутской области.

Первое публичное обсуждение инициативы единороссов состоялось 20 июня на заседании комитета по здравоохранению и соцзащите. Сам министр отсутствовал – был в отпуске – поэтому не смог блеснуть своим красноречием ещё до сессии.

Здесь ответ держали главные врачи, они говорили о том, что работают в тесном контакте с местными властями: стараются привлекать кадры, предлагая медикам деньги, квартиры и льготы. Лабыгин оборонялся: муниципалитеты не перестанут поддерживать здравоохранения, а те, кто этого делать не будет, попадут в поле зрения прокуратуры. Поэтому законопроект не перечёркивает того, что имеется, а даёт поддержку и расширяет полномочия.

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области, разработчики законопроекта Андрей Лабыгин и Артём Лобков. Фото: Страница Андрея Лабыгина во "ВКонтакте"

«Поэтому та истерия, которая сейчас возникла, что сейчас органы местного самоуправления всё побросают и убегут, это не так», — на высокой ноте парировал председатель комитета, добавив, что нужен хозяин – министр здравоохранения, который точно знает, что и как нужно сделать для конкретного медучреждения, а мэры этого знать не могут.

«Считаю, что будет просто холостой выстрел, и здравоохранение останется само по себе. Вы меня, конечно, извините, время нас рассудит, посмотрим», — как-то безнадёжно заметил главный врач Иркутской районной больницы Владимир Зарубин, на что Лабыгин парировал: «Пока время будет судить, в больницах станет некому работать».

«Можно согласиться с концепцией законопроекта, но вопрос в целесообразности: нам нельзя исключать органы местного самоуправления из решения проблем с закреплением кадров. Я считаю, и законодательное собрание должно включаться в эту работу вместе с муниципалитетами. Поэтому нужно работать над законопроектом, потому что фраза «имеют право» — это не гарант того, что будет делаться», — такое мнение выразил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.

Лабыгин призвал работать с теми муниципалитетами, которые будут отказываться от программ здравоохранения, требовать с них, работать с минфином, который определяет дотационным или нет является муниципалитет. В итоге члены комитета рекомендовали заксобранию принять законопроект, после чего врачи попытались удалиться из зала заседания, но были возвращены разъярённым Лабыгиным, который потребовал от «находящихся на работе» медиков остаться.

Неявная точка

На сессии заксобрания 28 июня вице-спикер, председатель профильного комитета Андрей Лабыгин представлял законопроект без ярости и неявных угроз прокуратурой.

Фото: ИА "Иркутск онлайн"

«На основании этих изменений будут вноситься изменения в существующие госпрограммы, в том числе «Развитие здравоохранения» до 2020 года, а также программы, касающиеся создания специализированного жилищного фонда, соцподдержки в части подъёмных и доплат», — пояснил Лабыгин.

Точку зрения губернатора объяснил его полномочный представитель в региональном парламенте Роман Буянов: «В ходе бурной дискуссии на комитете мы выработали пути сближения, точки соприкосновения. Есть опасения с трактовкой — является ли это вопросом местного значения? В частности, заключение прокуратуры тоже обращает на это внимание. Мы вернёмся к этому вопросу в рамках второго чтения».

Казалось бы, если удалось договориться с губернатором, вопросов возникать не должно, всё – точка, работаем дальше. Но министру здравоохранения простых ответов Лабыгина оказалось недостаточно. Ярошенко заступился за исключаемый из областного закона «Об отдельных вопросах здравоохранения» пункт №13, который как раз прописывает обязанность муниципалитетов в привлечении медкадров, заявив, что этот принятый в 2013 году пункт начал работать только в 2016-м. Он жёстко требовал аналитику по эффективности исполнения этого пункта, ругался: «не надо выбрасывать ребёнка из купели», «дайте работать закону». Дальше начались взаимные «кусачки».

— Я только всё объяснил. Мы не слышим, чего мы хотим. Здесь всё ещё глубже, здесь — нежелание взять на себя ответственность, непонимание, как это развить. А мы говорим, что остаётся, нужно помочь тем, кто не может. Коллеги, вот это всё длится на протяжении полутора-двух месяцев, — сокрушённо рассмеялся Лабыгин.

— С ноября 2015 года мы ежемесячно участвуем во всех заседания комитета, но этот вопрос поставили на обсуждение только неделю назад, до этого не было широкого нормального обсуждения, хорошего экспертного анализа с профильными министерствами. Почему мы не слышим 30 главврачей? — повысил голос министр.

Депутат Законодательного собрания Иркутской области, разработчик законопроекта Андрей Лабыгин. Фото: ИА "Альтаир"

— Хочу посоветовать, чаще бывать на рабочем месте, чаще приходить на заседания комитетов. Если вы считаете, что мы рассматриваем вопросы неважные, ну это ваше мнение, — негромко заметил вице-спикер.

Председатель заксобрания Сергей Брилка строго осадил спорщиков: «Это лишнее, коллеги». После этого Ярошенко и депутат Анатолий Дубас вновь задали Лабыгину вопрос о финансовом обеспечении законопроекта. На что вице-спикер устало вздохнул и вкрадчиво объяснил — непосредственно этот документ ничего не стоит, «он лишь устанавливает рамочные правила игры».

Брилка поддержал коллегу, призвал участников обсуждения «говорить на одном языке». Он «погладил» министра, сказав, что никто не обвиняет нынешний состав ведомства в негативных оценках населения медицине. «Избирательного отношения к муниципальным образованиям не будет, закон предпишет обязательное участие тех, кто не в состоянии выполнять эту поддержку», — отметил спикер.

Результатом этого не самого джентельменского обсуждения стало принятие законопроекта в первом чтении. Следующее рассмотрение документа на сессии заксобрания состоится осенью.

Мальчик для битья

Менее чем через неделю после сессии, 4 июля, состоялось двухчасовое заседание общественного совета при минздраве Иркутской области, где глава ведомства смог расслабиться и получать удовольствие от происходящего. За большим полуовальным столом собралось около 15 человек – общественники, депутаты парламента, сотрудники минздрава, по электронной связи подключались главные врачи местных больниц. Инициативу отстаивал зампредседателя профильного комитета Артём Лобков — один среди противников, «мальчик для битья». Лабыгина не было, на этот раз он ушёл в отпуск.

Лобкову дали выступить первым. По его мнению, обсуждение инициативы «из кабинетов перешло в СМИ», и это неправильно. Неправильно и утверждение, будто законопроект был внесён за неделю до сессии. Ещё 3 марта проект направили полномочному представителю губернатора в заксобрании, в медуниверситет, прокуратуру и Ассоциацию муниципальных образований, из большинства адресатов получили положительные отзывы и уже 13 апреля внесли инициативу в парламент. Письмо главврачей поступило тогда же. «Таким образом, мы достаточно давно могли вести дискуссию на площадке законодательного собрания, в рамках рабочих встреч. Но со стороны минздрава подобных предложений не было, всё у нас почему-то делается через СМИ», — заключил выступающий.

Лобков также подчеркнул, что в регионе только четыре муниципалитета не являются дотационными – Иркутск, Братск, Ангарск и Бодайбо, здесь программы по привлечению кадров работают, остальные реализуют полномочия «в меру своих возможностей». Ему также «было бы очень интересно посмотреть», откуда взялась цифра – 19 миллиардов рублей — по 400 миллионов на каждый из 42 муниципалитетов.

Неожиданно в разговор вклинилась директор «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями», председатель комитета по здравоохранению и соцзащите заксобрания первого созыва Татьяна Семейкина. Она вдохновенно говорила, как закон «Об отдельных вопросах здравоохранения Иркутской области» «прошёл через сердца» прежних депутатов, как много нынешние депутаты не знают о сфере здравоохранения и что принятие законопроекта – «популистское решение». Лобков пытался спокойно отвечать на реплики женщины, но она как-то незаметно протянула нить между обсуждаемой инициативой и предстоящими в 2018 году выборами регионального парламента и несколько раз предостерегла депутатов не делать ошибок.

После этого Лобков взорвался: «Именно потому что болит душа, мы и вышли с этим законом, именно потому что в северных районах не хватает врачей, человеку нужно за тысячу (здесь депутат почти закричал и резким взмахом руки показал куда-то в сторону двери) километров ехать в Иркутск, мы и вынесли в марте на обсуждение. Ни одного письма из минздрава – что это неправильный закон – не получили! Повысить обеспеченность кадрами – пусть и не 100% — это потребует количества времени. Мы сбросили на муниципальные образования эту обязанность и не помогаем им. Как концепция закон (голос постепенно смягчился) верен, его реализация – это работа техническая, которую мы выполним с минздравом вместе».

Затем в полемику вступил сам Олег Ярошенко, который поражал присутствующих метафоричностью своего выступления. Он говорил, что за последний год новой команде минздрава «удалось вдохнуть новую жизнь в меха закона», обратить внимание местных властей на правильность его норм, не обрушить кадровый потенциал и постепенно его наращивать. Благодаря этому, напирал министр, в 31 из 42 муниципалитетов программы создания благоприятных условий для медицинских кадров разработаны и профинансированы.

Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко. Фото: Страница министерства здравоохранения Иркутской области в Facebook

Он набросился на нынешних депутатов, назвав новый состав заксобрания «не замотивированным этим вопросом», ткнул в отсутствие ответов на обращение главврачей: «Это не городские заповедные врачи, это те люди, которые сидят в полях, в окопах. Они до сих пор не получили ответа — вот оно уважение, вот она исполнительская дисциплина!»

Постепенно красноречие министра нарастало: «Врач — кристалл интеллигенции, кристалл профессионализма! Как можно идти главам муниципальных образований, депутатам думы в больницу на сходы, говорить «голосуйте за меня», когда это всё в области даётся? Вы же разрываете связь между электоратом и властью, вы создаёте яму, которую наполняете кислотой».

Ярошенко отметил, что уже сейчас в сельских поселениях формируется «контрольно-потребительский синдром», если будет только «право», то полномочия эти не будут на местах реализовываться. «Я рассчитываю на профессиональное отношение, здесь я вижу только попытку заработать абсолютно дешёвый популизм в предстоящих выборах», — жёстко хлестал разработчиков законопроекта министр.

Под конец он припечатал инициативу приговором: «Наступит кадровое безвеременье». Кое-как Лобкову удалось вставить на это несколько коротких замечаний, по сути, — повторить уже сказанное.

Потом выступали представители местных властей, территориальных медицинских учреждений, депутаты-коммунисты. Сергей Бренюк заметил, что люди хотят идти за решением своих проблем к муниципальным властям, он предложил посмотреть, как можно помочь муниципалитетам исполнять свои полномочия, а не забирать их в регион. Отцовскими назидательными интонациями и весомыми паузами отметился сын губернатора Андрей Левченко, по его мнению, самое важное – получить отклик с территорий, но, скорее всего, он будет отрицательный, и поэтому «во втором чтении этот законопроект должен быть отклонён». Роман Габов удивился, что «одна из ветвей власти доминирует над другой, заставляет играть по своим правилам непосредственных исполнителей законопроекта». Но он предложил мир: раз законопроект принят в первом чтении, сторонам нужно услышать друг друга и работать так, чтобы удовлетворить всех.

Запоздалое общественное обсуждение

Спустя ещё 3 дня, 7 июля, Общественная палата Иркутской области собрала круглый стол, чтобы снова помахать кулаками после драки. Состав выступающих был практически тем же, среди новых лиц – представители муниципалитетов, активно поддерживающие инициаторов.

Фото: Страница министерства здравоохранения Иркутской области в Facebook

«Сейчас на телевидении много модных передач, например, «Первая студия» на Первом канале, «60 минут» с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым, «Вечер» с Владимиром Соловьёвым. Политические шоу сегодня место иметь не будут. Сегодня, наверное, у нас медико-экономическое ток-шоу, давайте назовём его «Полдень» с Владимиром Шпрахом», — председатель общественной палаты Шпрах задал тон всему дальнейшему собранию – ток-шоу.

Ничего нового представитель инициативной группы Артём Лобков не сказал, разве что попытался объяснить, что мало кто понял саму суть закона – решение «громадной проблемы дефицита кадров», что приводит к снижению качества медицинских услуг.

Вышедший к трибуне министр Олег Ярошенко на этот раз был сдержан, его речь не пестрила слёзными метафорами, разве что сказал, что депутаты хотят «найти стрелочника» — ответственного за медицинские кадры, — чтобы подписать ему приговор «виновен».

Он настаивал, что обсуждаемый законопроект не был размещён на сайте заксорбрания, не прошёл публичного обсуждения. Кроме этого, Ярошенко заметил, что в правительстве законопроект был зарегистрирован только 20 апреля, в то время как Лабыгин утверждал, что министерство могло ознакомиться с инициативой депутатов ещё в марте.

«Уважаемые инициаторы законопроекта, хочу спросить: вам нужен новый «чёрный кадровый вторник»? Медицинской общественности Приангарья нужна стабильная, устойчивая и прогнозируемая кадровая политика!» — заключил министр.

Среди тяжёлой артиллерии, которую привлекло заксобрание на свою сторону, был руководитель ассоциации муниципалитетов Иркутской области, мэр города Черемхово Вадим Семёнов, который яро поддерживал депутатов. Он сообщил, что ему обидно находиться на этой встрече, потому что министр делает акцент на слове «политика». Он призвал не сомневаться в порядочности депутатов-инициаторов, которые болеют за людей и хотят им помочь.

Мэр Черемхово Вадим Семёнов. Фото: https://cherem24.ru

«Замечательные цифры привёл министр, я бы постеснялся: за 5 лет на 3% (увеличилось количество медицинских работников – ред.). Это если в числа перевести, 77 человек. У нас 42 муниципалитета второго уровня. Получается 1,6 человека. То есть каждое муниципальное образование получило человечка и ещё чуть-чуть в виде врача. Обеспеченность врачебными кадрами просто чудовищная на территории Иркутской области, врачей нет! Нет не только узких специалистов, нет вообще хоть каких-то. В городе Черемхово обеспеченность лечебными кадрами составляет 38%», — запальчиво говорил мэр, снабжая речь житейскими историями о том, как люди звонят по ночам, чтобы пожаловаться на работу здравоохранения.

Комментируя обращение главных врачей, Семёнов позволил себе грубости, назвав подписавшихся медиков «не совсем адекватными людьми». Глава ассоциации заверил: работники минздрава не могли поступить иначе и пойти против своего работодателя. На аргументы Ярошенко о работающих в муниципалитетах программах глава Черемхово предположил, что они подписаны для галочки, а на деле не работают.

«В общем, прекрасный законопроект. Спасибо вам, ребята, что нашли в себе мужество и мудрость внести этот законопроект. Ассоциация муниципальных образований поддерживает данный законопроект, и всё будет значительно лучше. А с нас никто не снимет обязанности, мы как занимались этими проблемами, так и будем заниматься. А вам, уважаемый Олег Николаевич (Ярошенко — ред.), я хотел бы порекомендовать почаще бывать в муниципальных образованиях, встречаться с общественностью и слышать оценку вашей работы», — резюмировал Семёнов.

За оскорблённых врачей вступился Шпрах, который отметил, что большинство из них знает лично и может однозначно сказать, что они являются тружениками, желающими сделать систему лучше.

Своего коллегу-мэра поддержал глава Саянска Олег Боровский, он говорил о 16 ходатайствах на выделение жилья для медиков, об отсутствии этого самого жилья и о нехватке 55 специалистов. Боровский назвал «сумасшедшей суммой» 19 миллиардов, о которых говорил Ярошенко. А далее жёстко высказался: «Сами мы не выживем. Медицина будет в такой же, извините, грубо скажу, заднице. Где она была, там и будет, если нам кто-то не поможет, если не решат эту проблему глобально».

Председатель думы Усольского района Надежда Глызина была единственным представителем муниципальной власти, которая не поддержала законопроект. Она отметила, что гораздо проще решить проблему на месте, чем стучаться в областное правительство, а принятием закона можно разрушить хорошо отлаженную систему.

Следом против инициативы высказались главные врачи, которые все как один говорили, что подписали письмо по доброй воле, а не по указке минздрава. Руководители больниц высказали опасения, что местная власть после принятия закона перестанет обращать внимание на проблемы медиков и перестанет работать над привлечением кадров. Медики просили не разрывать связь с муниципалитетами.

Первый заместитель губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев сообщил присутствующим, что сейчас есть возможность закладывать в программы здравоохранения большие суммы. По словам Дорофеева, правительство получило отзыв ФСБ на законопроект: эксперты считают, что итогом может стать снижение эффективности местных мэрий и сокращение финансирования муниципальных программ. По мнению Дорофеева, минздрав должен составлять грамотные программы, которые помогут спасти ситуацию.

Завершил мероприятие спикер заксобрания Сергей Брилка, он попросил присутствующих выбросить политическую окраску при обсуждении проблемы, заметив, что впереди ещё есть второе чтение, работа экспертов, которые исправят недочёты. Кроме этого, Брилка сравнил 132-миллиардный бюджет Приангарья и 56-миллиардный бюджет Крыма, отметив, что в нашем регионе только бюджет здравоохранения – 45 миллиардов, не включая платные услуги.

Спикер заксобрания Иркутской области, секретарь ИРО партии "Единая Россия" Сергей Брилка. Фото: politsib.ru

«Мы зря выплеснулись на общественное поле, будоражим людей, абсолютно неправильное противостояние, надо включить мозги. У нас есть ресурсы. И президент России как раз к этому призывает, что не надо спешить и суетиться, не надо клеймить и делать плохой «Единую Россию», она здесь совершенно ни при чём. Мозги включить надо, сесть и подумать, ведь там люди», — резюмировал председатель законодательного собрания.

Встреча закончилась, но даже спустя 3 часа споров каждая сторона так и осталась при своём мнении.

Ожесточённый спор мог завершиться ещё 28 июня в светлых стенах регионального парламента, когда обе стороны ещё выглядели по-деловому. Но на заседании общественного совета мы наблюдали героический эпос во славу минздрава региона, а в общественной палате – ток-шоу со скандальными разоблачениями. Такие сложные жанры, а наполнение – одно, менялся лишь инструментарий, круг приглашённых лиц и здания.

Отклонить этот законопроект, как того просит минздрав, будет непросто, хотя, по словам замруководителя аппарата заксобрания Алексея Петрова, технически это возможно, процедура прописана в регламенте областного парламента. Решение об отклонении законопроекта должна принять сессия заксобрания, для этого документ должен быть вынесен на второе чтение. «Одобрение законопроекта в первом чтении означает поддержку его концепции, его основной идеи. Это означает, что законопроект становится защищённым, отклонение его во втором чтении уже с поддержанной концепцией – это чрезвычайно редкая вещь, необычная ситуация, я даже не могу сказать сходу, были ли на практике подобные случаи», — заметил Петров.

Вполне возможно, что совершенно сырой законопроект будет ударными темпами доработан во втором чтении, и претензии, больше похожие на упрямое клевание Лабыгина по голове, примут форму взвешенных и концептуальных предложений. А инициативная группа будет чутко и без агрессии прислушиваться к людям, которые работают на благо регионального здравоохранения. Главное – отбросить эмоции и «включить мозги».

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить