ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» продолжают совместный проект «Исчезающий Иркутск». На этот раз трое против ветра – журналист, фотограф и руководитель клуба Алексей Петров – побывали на одном из известнейших объектов в Иркутске, некогда славившемся своей чистотой и сервисом, а теперь больше похожем на помойку. Речь идёт о печально известных Курбатовских банях.
Бани расположены на углу улиц Гаврилова, бывшей Савинской, и Набережной. Сейчас бани представляют собой кирпичные развалины, обнесённые со стороны Ангары белым забором. Но со стороны Гаврилова видно, как здание постепенно наполняется мусором и врастает в землю.
А был ли Чехов?
Ранее на этом участке было несколько каменных и деревянных построек. Со 2 мая 1886 года участком, обустраивавшимся после пожара 1879 года, владел будущий городской голова Владимир Платонович Сукачёв.
«Это был крупный участок. С одной стороны - 27,5 сажени или 68 метров, по правой меже – 45 сажень или 94,9 метра, по левой – 26 сажень или 54,8 метра. Расположение было очень выгодным – на углу, на берегу Ангары. В 1894 году, 25 февраля участок вместе с постройками купили два иркутских предпринимателя Николай Павлович Курбатов и Григорий Иванович Русанов. Они заплатили за него большие деньги – 369 тысяч рублей, большую часть из которых вложил Курбатов», - рассказывает Алексей Петров.
После покупки на земле была построена каменная баня с водозабором, водокачка, котельная, очистные сооружения и канализация. Бани пользовались огромной популярностью среди иркутян. В них насчитывался 31 номер, были кабинки. Одновременно баня могла вместить 250 человек. Кроме того, баня вся была обделана хайтинским фарфором. Но понятное дело, от фарфора сейчас не осталось и следа.
«Банными днями были пятница и суббота. Здесь расходовалось огромное количество воды. В среднем, суточная потребность воды составляла 2,5 тысячи вёдер. Воду брали из Ангары. Была построена водокачка. Ей пользовались не только баня, но и город. Интересно, что город платил Курбатову аренду. В месяц она составляла 220 рублей, в год примерно 2,7 тысячи», - подмечает историк.
Есть много сведений, что бани, которые были на этом месте, но ещё не принадлежали Курбатову, посещал сам Антон Павлович Чехов, когда приезжал в Иркутск в 1890 году. Формально это были самые близкие к месту прибытия писателя бани, но нет гарантий, что Чехов здесь мылся.
Комбинат, давший имя остановке
Баня была местом не только хорошего времяпрепровождения, но и передовых технологий. Это касалось системы очистки воды.
«Грязная, мыльная вода, нечистоты собирались в первый цементированный колодец. Затем она пропускалась через какие-то фильтры во второй колодец, из него по деревянной трубе поступала в большой цементированный ящик-фильтр, который был наполнен двумя слоями мелкой и крупной гальки. Уже из фильтра стекала по трубе длиной 6 сажень или 12,7 метра в Ангару», - поясняет Петров.
После революции 1917 года баня была национализирована. Была создана единая структура – трест городских бань. И Курбатовская баня стала «коммунальной баней №2». В 50-е годы были достроены прачечные. Люди, приходившие помыться, брали талончики на несколько часов, чтобы успеть ещё и постирать свои вещи. В 70-е годы здесь открылась прачечная самообслуживания.
«Баня была настолько популярна, что билеты раскупались на неделю вперёд. С ванной билет стоит 40 копеек, а без ванны – 30 копеек. Кроме того, здесь продавали пиво», - отмечает историк.
Территория настолько развилась, что постепенно здесь работал уже банно-прачечный комбинат. И, кстати, мало кто знает, что Курбатовские бани практически дали название ближайшей остановке транспорта – «Бытовая». В 80-е годы баня закрылась. И вот уже 30 лет здесь ничего нет.
Свалка и уличное искусство
Создатели бань – Курбатов и Русанов были не просто предпринимателями, но и гласными городской думы. Курбатов был очень известной личностью в Иркутске, активным общественным деятелем, известным домовладельцем. Долгое время он возглавлял комиссию, занимавшуюся городским обустройством. После прихода советской власти следы Курбатова теряются. По неофициальным данным, он покинул страну. А Русанов в 1922 году умер от разрыва сердца.
Сегодняшнее состояние бань только подчёркивает трагичность судьбы известных деятелей. Хотя после 80-х годов, когда бани начали приходить в упадок, им был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Но круглосуточное дежурство там не организуешь.
Полазить по зданиям нам не сильно удалось, потому что такую свалку мало где увидишь. Везде валяется старая одежда, запах гниения и запустения настолько сильный, что даже сильному ветру не удаётся его развеять. Стены бань давно превратились холстом для любителей уличной живописи.
Что дальше?
Как рассказали ИА «БайкалПост» в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, один из последних проектов реставрации Курбатовских бань датирован 2009-2011 годами. Целью его, как и всех подобных проектов, является реставрация и приспособление к современным условиям существования в городе. При этом нет обязательного условия использовать объект именно в качестве бани.
«Объект состоит из нескольких корпусов, которые принадлежат разным правообладателям. Эти корпуса немного врозь живут. Проект реставрации разрабатывался в отношении того корпуса, который разобран в настоящее время. Эта часть самая старая среди всех остальных построек. И в свою очередь она делится на два блока. В блок под улицей Гаврилова предполагалось разместить медучреждение, в меньшем блоке по Набережной – административный корпус. Кроме того, предусматривалось подвести к блоку современные инженерные коммуникации, а также благоустроить внутреннюю территорию», - пояснил собеседник агентства.
Этот проект проходил согласование со службой в марте 2011 года. Тогда проект был одобрен, но с тех пор дело не двинулось дальше документации. Сейчас очевидно, что проект уже устарел.
По словам специалиста, главная проблема Курбатовских бань - его правообладатели: есть администрация Иркутска, есть арендаторы, которые обязались реставрировать этот объект, но свои обязательства не выполняют. Несколько раз поднимались вопросы расторжения договоров с арендаторами, появлялись различные проекты. Но они остались нереализованными, потому что собственник - администрация - объектом вплотную не занимается. Вся инициатива, в том числе поиск инвестора, должна исходить от мэрии. В самом крайнем случае объект могут передать в региональную собственность, но тогда содержание бани ляжет тяжким бременем на и без того дефицитный бюджет области.