Р!
14 АПРЕЛЯ 2021
13 апреля 2021
12 апреля 2021

Прямые выборы мэра в Иркутске ушли в прошлое

Депутаты Законодательного собрания Приангарья на сессии 24 декабря приняли во втором и окончательном чтении закон, благодаря которому прямых выборов мэра в Иркутске больше не будет. На заседании, как и обещал в интервью корреспонденту ИА «БайкалПост» депутат Владимир Матиенко, было жарко: противники законопроекта высказывали свои аргументы, иногда даже в неожиданно художественной форме, а защитники – пытались доказать, что у закона есть право на существование, несмотря на отрицательный опыт работы сити-менеджера в Ангарске, Братске и Усолье-Сибирском.

Фракция «Единой России» в думе Иркутска 27 ноября 2014 года провела внеочередное заседание, на котором решила обратиться в региональное отделение партии с предложением отменить выборы мэра Иркутска. В начале декабря депутат Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин внёс в парламент проект закона, предполагающий введение в Иркутске института сити-менеджерства.

КПРФ просит объясниться

Инициатор законопроекта Андрей Лабыгин доложил парламенту, что закон имеет все необходимые заключения, при этом он широко обсуждался на разных площадках, начиная от студенческой среды, заканчивая союзом пенсионеров, а также на заседании общественных палат. В большинстве случаев, по словам депутата, закон получил одобрение.

Первыми среди тех, кого интересует, зачем отменять выборы мэра в Иркутске, стали представители фракции КПРФ. Сергей Бренюк привёл в пример не самый положительный опыт Ангарского муниципального образования, где в недалёком прошлом работала система сити-менеджмента: «Мне пришлось увидеть изнанку этой системы. В Ангарске была ситуация, когда большое депутатское большинство решило вопрос о назначении сити-менеджера через конкурс. Потом это депутатское большинство нарушилось, и началась длительная война, когда не могли выбрать мэра и долгое время пытались снять сити-менеджера. В дальнейшем выяснилось, что на выборах мэра и назначении сити-менеджера были подлоги при голосовании. Это всё дало Ангарску длительную нестабильность и очень плохо сказалось на работе муниципальной власти».

Бренюк обеспокоен тем, что в Иркутске будет такая же ситуация. Лабыгин, в свою очередь, попытался успокоить представителя КПРФ и пообещал, что в областном центре такого точно не будет, ведь на страже стоит законодательство, которое обязательно станет залогом качественного исполнения сити-менеджером своих обязанностей.

Депутат от КПРФ Ольга Носенко считает, что депутаты заксобрания обманули своих избирателей, потому что в мае 2014 года был принят закон, предусматривающий прямые выборы мэра во всей Иркутской области. Зная об этом, жители областного центра голосовали за депутатов думы города в сентябре 2014: «Мы не делегировали полномочий депутатам думы избирать мэра. Значит, это умышленно было сделано, ведь мы полгода назад приняли закон, который говорит, что в Иркутске будут прямые выборы мэра».

Член КПРФ, депутат Илья Сумароков задал главный вопрос, который беспокоит всех и при принятии закона стал камнем преткновения: «Почему мы не спросили мнение у народа, который по конституции является единственным носителем власти? Я считаю, что это некорректное отношение к такому большому городу». Сумароков предложил на время убрать вопрос из повестки заседания сессии, однако инициатива канула в Лету.

Весь мир – театр, а люди в нём актёры

Член партии «Гражданская платформа», депутат Владимир Матиенко передал парламенту подписи против прямых выборов мэра, которые собрал гражданский комитет.

Гражданский комитет создан по инициативе политологов Сергея Беспалова и Алексея Петрова. Его поддержало несколько партий, в том числе КПРФ, «Гражданская платформа», «Яблоко» и другие. С первого дня комитет начал сбор подписей против отмены выборов.

Дальше началось неожиданное представление. Владимир Матиенко прочитал всему заксобранию и представителям правительства области… самую настоящую сказку: «Через несколько дней Новый год. Я позволю себе выступление в сказочном жанре. Есть большой театр со своими актёрами, сценой, декорациями. Здесь свои Мальвины, Пьеро, Буратины, Дуремары и директор театра — Карабас-Барабас. Есть в театре и зрительный зал.

Последнее время спектакль развернулся вокруг одного события – выборов мэра. До последнего времени главное лицо этого спектакля – Буратино – устраивало всех. Но ситуация сильно изменилась. И решил тогда единый худсовет всея Руси и володин друг изменить сценарий. И вот наиболее продвинутые актёры, обласканные Карабасом-Барабасом, за одну длинную декабрьскую ночь переписали сценарий спектакля и представили его изумлённой публике. В сценарии были затронуты самые серьёзные вопросы: а вдруг зрители выберут не того Буратино? А из того ли полена его сделают? И сунет ли он свой длинный нос туда, куда не надо? Освоит ли он азбуку управления городом? Хуже того, он может продать букварь, а золотые закопать в землю…

Карабас-Барабас подумал, нужен и земельный участок Буратино и принял соответствующее решение. Некоторые горожане из числа зрителей, всякие там Петровы и Сидоровы говорят, что их мнение не учитывают и пытаются челобитную подать царю самого большого театра страны. Да куда им тягаться, наивным.

Что же будет с Буратино, спросите вы. Трудно сказать. По сказке, Карабас-Барабас хотел отправить его в очаг для приготовления себе вкусного жаркого…».

Матиенко в последний раз на заседании 24 декабря выразил отрицательное отношение к новому закону и покинул трибуну.

Демократия против жёсткого управления

Слово взял и депутат Государственной думы Антон Романов, он восхитился юристами, работающими в правовом управлении заксобрания: «Выражаю восхищение квалификацией профессиональных юристов, которые могут легко и убедительно обосновать любые решения. И сами в это же верят также».

По мнению Антона Романова, никакая комиссия, которая должна выбирать мэра, не сделает это лучше, чем сами иркутяне: «Глава города должен быть не профессионалом, а человеком, который предан интересам иркутян».

В этом вопросе с Романовым в корне не согласен единоросс, депутат заксобрания Анатолий Дубас. Он считает, что в Иркутской области управление муниципалитетами должно быть такое же, как при КПСС, и никакой демократии быть не должно: «Почему при советской власти было мощное управление в стране? Потому что, чтобы попасть на руководящий пост надо было, например, начинать с мастера цеха, с которого можно было дойти до директора завода. После этого могли пригласить в исполком. У нас сегодня управление – это хороший бизнес, где платится неплохая зарплата, и тот бизнесмен, который сидит у власти, фактически от всего защищён. Никаких избраний глав местных администраций на местах! На первом месте в управлении любой территорией должен стоять профессионал. Мне жаль, что пока мы отменяем прямые выборы мэра только по Иркутску».

Не так страшен сити-менеджер, как его малюют

Перед голосованием председатель заксобрания Людмила Берлина призвала парламентариев уйти от эмоций и трезво оценить позитивные стороны закона об отмене прямых выборов Иркутска: «В сегодняшних непростых условиях надо посмотреть, что нужно сделать в областном центре, чтобы поднять систему профессионализма управления в городском хозяйстве. Администрацию как исполнительно-распорядительный орган обязан возглавлять человек, который знает городское хозяйство, умеет налаживать диалог с предпринимательским сообществом, обеспечивать бюджетное строительство. Он должен хорошо разбираться в дорожном и коммунальном хозяйствах. Ведь если посмотреть обращения горожан, больше всего проблем именно в этих двух сферах.

Прямые выборы рискованны тем, что в обществе накопилось много избирательных технологий. Человек может прийти к управлению Иркутском, не зная городского хозяйства.

Вообще, ни одна из предложенных моделей не обладает совершенством. Однако обе они – законные. Здесь нет системы лишения кого-то права участвовать в прямых избирательных выборах».

Берлина рассказала и о механизмах страховки от «негодного» мэра: «Как сделать так, чтобы главой администрации стал подготовленный человек? Кто головой отвечает за это? Это конкурсная комиссия, которая выбирает сити-менеджера. Ещё один механизм страховки — контракт, в котором заложены права и обязанности главы администрации».

Комментируя отрицательный опыт работы сити-менеджера в других городах региона, Берлина отметила, что в Усолье-Сибирском, Ангарске и Братске у подготовленных глав администраций не было желания и амбиций заняться этой непростой работой. В Иркутске, по её словам, ситуация другая: управленцы есть, есть и амбиции.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ