IRCITY
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Иркутске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

716мм 37%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Политика Мышиная возня вокруг выборов [мэра Иркутска]

Мышиная возня вокруг выборов [мэра Иркутска]

Несмотря на конкурентность и демократичность выборов, повышения явки избирателей не прогнозируется.

Муниципальные выборы в Иркутской области 2019 года – это в первую очередь недостаточное внимание кандидатов к избирателю при высокой конкурентности кампании. На карте региона есть несколько горячих точек, где противостоят не столько политические группировки, сколько личности и возможности конкретных людей.

В Иркутске, несмотря на то, что выбираются 35 претендентов на кресло мэра, участники кампании не стремятся рассказывать об этом избирателям. По этой причине, а также из-за снижения доверия к власти, сенсационной явки на выборах не прогнозируется. Хотя сюрпризов всё равно хватит на всех.

Кандидат «затрудняюсь ответить»

На прошлой неделе стали известны предварительные данные социологических исследований, по которым явка на выборах в думу Иркутска может быть рекордно низкой – всего 10-15%. В 2009 году на участки пришло 23% избирателей, в 2014-м, когда число кандидатов удвоилось, явка опустилась до 18,3%.

На выборах в заксобрание в 2018 году Иркутск показал общую явку около 20%. Выше 30% избирателей дошло до избирательных участков на выборах мэра в 2010-м (33,5%) и во время второго тура выборов губернатора Иркутской области в 2015-м (38,7% против 23% в первом).

Региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров поддержал выводы социологов, подчеркнув, что не видит предпосылок, почему явка должна достигнуть и 20%. «Явка будет выше в тех округах, где будут использоваться технологии в дни досрочного голосования. На выборы, наверно, будет стараться прийти каждый шестой избиратель», - подчеркнул эксперт.

Политолог Сергей Шмидт предположил, что явка будет чуть выше, чем 5 лет назад. «Я совершенно не удивлюсь, если явка превысит показатель на выборах в 2014 году, но очень удивлюсь, если она превысит его намного. Это будет сенсацией. Я думаю, что колебания возможны в пределах четверти избирателей – 20-25% голосующих», - пояснил он.

В избирательной комиссии Иркутска воздержались от прогнозов по явке. «Возможно, что будет выше [чем в 2014 году], если кандидаты сами сагитируют. Мы со своей стороны тоже всё делаем, размещаем наглядную информацию в городе, а также рекламу на радио, телевидении и в интернете», - пояснил глава городского избиркома Андрей Мельников.

По его словам, в городе возникла проблема, когда население «не в курсе, кого и когда выбираем, хотя вроде как весь город увешан баннерами с кандидатами».

Петров подчеркнул, что в Иркутске слово «выборы» имеет отрицательный оттенок. «Много грязи, конфликтов. Есть случаи, когда в семьях возникают «гражданские войны», и единственный вариант в такой ситуации – вообще никому не ходить на выборы», - заявил он. При этом подчеркнул: «Вроде мышиная возня идёт вокруг выборов, но до избирателей по факту ничего не доходит, нет реальной информации, что за выборы, с чем кандидаты идут, что они на самом деле могут нам предложить».

Эксперт заметил, что граждане пытаются раскрутить кандидатов на вещи, которые могли бы улучшить, например, конкретный двор. Сам Петров выступил резко против «этого безобразия», заявив, что необходимо запретить «ставить лавочки во время избирательной кампании».

Политолог рассказал, что из-за недоверия к институту власти, избиратель отказывается обсуждать, за кого он будет голосовать. «Проводилось несколько опросов избирателей, по итогам которых стало ясно, что побеждает кандидат «затрудняюсь ответить», - рассказал Петров. Он также ожидает, что по применению технологий нынешние выборы могут быть жёстче предыдущих.

«У нас выборы мэра. Поэтому нужно чтобы у потенциальных кандидатов было определённое количество депутатов, а для этого нужно победить любой ценой. Это возможно только с помощью привода избирателя. По-другому победить любой ценой нельзя», - сказал он.

Шмидт заявил, что на понижение явки влияют системные причины – выборы представительного органа в Иркутске «по шкале значимости, по-видимому, находятся на последнем месте». Особенность таких выборов в том, что здесь практически не бывает протестного голосования и не голосуют «по приколу».

«Люди ходят на выборы, которые кажутся им значимыми. Эти выборы могли бы быть значимыми, если бы избирателям постоянно напоминали, что они выбирают выборщиков мэра. Но все кандидаты за редким исключением стараются не педалировать эту тему с избирателями. Даже люди, близкие к КПРФ, не в состоянии ответить, кого бы они хотели видеть в качестве мэра Иркутска», - подчеркнул эксперт.

Он также заметил, что повысить явку может большая конкурентность и меньшее администрирование выборов по сравнению с 2014 годом. Но вместе с этим мы больше получили «чернухи». По словам политолога, есть разные мнения, одни считают, что это сушит явку, другие – что разогревает.

«Я готов разделить третью позицию о том, что если дозировать [чернуху], то это может увеличить явку. Если переборщить, то граждане начнут думать: «Если даже 1% того, что кандидаты говорят друг о друге, - правда, лучше я ни за кого не буду голосовать». И не идут на выборы. Объяснить это просто: людям своей грязи в жизни хватает, они не хотят пачкаться ещё и чужой», - пояснил Шмидт.

Он также подчеркнул, что ситуация, когда избирателем никто не занимается, а кандидаты «мочат» друг друга, не нова. «Так было всегда. Просто сейчас, глядя на выборы в гордуму, удалось это удачно сформулировать», - заметил Шмидт.

Петров подчеркнул, что эта кампания «будет чемпионом по судам». «Люди всё чаще находятся в судах, это говорит о том, что кандидат выдвигается не для избирателя, а чтобы убрать других кандидатов», - заметил он.

Шмидт пояснил, что снятие кандидатов по юридическим причинам и оспаривание этого в судах было всегда, другое дело, что символом этой кампании стала борьба самовыдвиженцев, тренд, пришедший из Москвы. По мнению эксперта, отбор по подписям – это «драконовские методы», и систему нужно менять.

«У так называемых ресурсных, системных кандидатов больше возможностей [пройти отбор по подписям]. Они могут связываться с теми, кто руководит так называемыми сетками, то есть гражданами, которые по-своему зарабатывают на выборах, могут заплатить за подписи, которые будут правильно заполнены. У кандидатов победнее таких возможностей нет», – пояснил Шмидт.

По данным городского избиркома, на сегодня было подано более 80 судебных исков, оспаривались решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов. Также поступило около 40 жалоб на агитацию и действия окружных комиссий, факты из них подтвердились в единичных случаях. По словам главы горизбиркома Андрея Мельникова, жалобы – «это метод давления на окружные комиссии».

Он подчеркнул, что кампания «неспокойная, достаточно конкурентная, острее, чем в 2014 году».

«Почему? Цена вопроса. Дума выбирает мэра», - сказал Мельников.

«Могут быть сюрпризы»

Кроме иркутских выборов, в области пройдёт ещё более 30 кампаний в крупных муниципалитетах, в том числе избрание 15 мэров городов и районов, во всех, кроме Казачинско-Ленского, – среди кандидатов есть действующие главы.

Больше всего кандидатов – по 12 – в Аларском и Шелеховском районах, меньше всего – по трое – в Саянске, Боханском и Киренском районах. В 240-тысячном Братске – семь кандидатов, в пострадавшем от паводка Тулуне – шесть.

По данным облизбиркома, на 452 депутатских мандата будут претендовать почти 1,6 тысячи кандидатов. Среди них – 393 самовыдвиженца, 158 кандидатов от «Справедливой России», 269 – от КПРФ, 316 – от ЛДПР, 371 – от «Единой России», один – от «Казачьей партии РФ», 23 – от КПСС, 43 – от «Гражданской платформы».

Пять лет назад явку от 40 до 60% показывал Усть-Ордынский Бурятский округ, северные районы – от 33 до 50%, в Усть-Илимском и Шелеховском районах было 30-31%, в Саянске – более 40%, в Тулуне – 38%, в Братске – более 25%.

В Тулунской городской ТИК сообщили, что в этом году было подано два административных иска об оспаривании регистрации кандидата, в обоих случаях заявителям отказано. Жалоб о нарушениях агитации не зафиксировано. В 2014 году, как пояснила глава избиркома Светлана Цезарева, было много жалоб по информированию избирателей, а иски подавались уже после выборов.

Она считает, что произошедшие две волны наводнения, в результате которых пострадала треть города, повлияют на явку. Например, четыре избирательных участка перенесены в другие места.

По словам Цезаревой, кампания идёт довольно активно. «В мэры баллотируются серьёзные люди, у которых есть юристы, политтехнологи и избирательные штабы. Конечно, эти люди стараются не допускать нарушений, чтобы имидж кандидата не пострадал», - подчеркнула она.

В Шелеховской районной ТИК сообщили, что было подано всего два иска – на отмену решения о регистрации и по агитационному печатному материалу. Прогноз по явке представитель терризбиркома давать отказалась. «Откуда он у меня может быть при таком бурном развитии событий? У меня очень активная избирательная кампания. Кандидатов очень много», - заметила она.

В Братской городской ТИК заявили, что в этом году прошло уже девять судебных заседаний по решениям избирательной комиссии, хотя до этого такого не было. «Более агрессивная избирательная кампания, раньше было более спокойно. Раньше если и приезжали, то одна-две группы политтехнологов, а на сегодня в Братске работает семь технологических групп», - заметила представитель комиссии. По её мнению, явка не будет выше, чем в предыдущие годы, одна из причин - неудачно выбрана дата выборов.

Политолог Сергей Шмидт заметил, что явка в Шелеховском районе повторит результаты предыдущей кампании. «Для нашей двухпартийной конкуренции выборы здесь проходят достаточно спокойно. Тут нет избытка чернухи, тут, по сути, нет попыток политизации этих выборов. Скорее, в Шелеховском районе спор претендентов-хозяйственников», - заметил эксперт.

Алексей Петров предположил, что выборы мэра Шелеховского района «могут получить чуть большую явку по сравнению с теми цифрами, что были до этого». Причина – высокая конкурентность кампании, по мнению эксперта, из 12 кандидатов как минимум трое – имеют чуть больше известности и ресурсов, чем остальные.

В Братске, по словам Петрова, сложилась похожая ситуация – есть несколько примерно равных кандидатов, задача которых – привести своих избирателей. «Явка должна быть не ниже, а выше, потому что там давно не было конкурентных выборов на пост мэра», - подчеркнул Петров.

Шмидт заметил, что в Братске традиционно фиксируется один из самых низких показателей по явке в регионе, причина этого – «ощущение уныния и отсутствие светлых перспектив собственного существования». Это есть не только у братчан, но и в целом у жителей всей Иркутской области.

«Комплекс второсортности собственного существования усугубляется тем, что когда-то Братск и похожий на него Усть-Илимск были флагманами развития. Когда не было надежд и их по-прежнему нет – это одна история, а когда надежды и оптимизм были, а потом всё отобрали – совершенно другая. Это вызывает обиду, апатию, общий упадок электорального настроения. Это отрицательная энергия разочарования», – пояснил эксперт.

При этом, по его мнению, интересно узнать, как на братчан подействовал усть-илимский случай, когда «в результате антиэлитного голосования» мэром была избрана домохозяйка Анна Щёкина.

По мнению Петрова, интересна ситуация и в Усть-Орде, где несколько мэров перешли из одной партии в другую. «Первый вопрос, который бы я им задал, - как они объясняют этот переход на встречах с избирателями?» - заметил эксперт. По его мнению, реакцию людей на это можно будет увидеть только 8 сентября. Петров считает, что уровень доверие к местной власти повсеместно снижается, поэтому на выборах могут быть сюрпризы.

«Таких ярких кандидатов, как Вадим Семёнов (мэр Черемхово – ред.), сейчас нет ни в одной кампании», - резюмировал эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем