Предместье Рабочее, которое в прошлом году отмечало 220-летний юбилей, начинается с длинной улицы Баррикад. До 1917 года она носила название Знаменская. Также этот район известен своими многочисленными разваливающимися деревянными домами и бараками. Но дом на Баррикад, 81 язык не повернётся назвать обыкновенной деревяшкой.
Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс», историк Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано около 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
В реестре объектов культурного наследия здание числится как городское училище постройки конца XIX века. Оно было возведено на деньги городского главы Владимира Сукачёва (В 1885 году Владимир Платонович Сукачёв был включён в состав гласных иркутской городской думы и в этом же году избран иркутским городским головой. Переизбирался в 1889-м и в 1894 году. На протяжении 12 лет, вплоть до своего отъезда в Санкт-Петербург в 1898 году, Сукачёв бессменно руководил Иркутском и возглавлял городское общественное управление.). Открытие состоялось 1 ноября 1885 года. В училище было два отделения - мужское и женское.
Газета «Сибирь» в 1886 году писала:
«24 прошлого августа происходило освящение вновь выстроенного на средства В. П. Сукачёва здания приходского училища в Рабочей слободе. Торжество почтили своим присутствием главный начальник края с супругой, губернатор и другие лица высшей администрации. На торжество были приглашены все учителя и учительницы народных училищ с своим начальством во главе.
Перед окроплением святой водой училищного здания священник Рабочей слободы прочёл адрес своих прихожан на имя В. П. Сукачёва, в котором местные жители благодарят жертвователя за крупное пожертвование, сделанное им на пользу народного образования. Торжество закончилось по русскому обычаю трапезой, любезно предложенной хозяином города в помещении выстроенного им и только что освященного здания. Новое помещение училища просторно, удобно, светло. В училище имеются две просторные комнаты для классов, большая рекреационная зала, обширный коридор и достаточное помещение для двух преподавателей».
Согласно исторической справке, после открытия училища в течение 3 лет был построен флигель, а также хозяйственные постройки во дворе, забор и ворота. В 1901 году был капитальный ремонт. Училище проработало до 20-х годов. С 1926-го в здании разместили школу №8, затем начальную школу №52. С 1961 года там открыли школу-интернат №17, а после - детский сад №12. В 60-е годы были демонтированы ворота и забор.
В 1973 году был «зашит» вход и утрачено крыльцо со стороны двора на юго-восточном фасаде. Как раз с этого года в доме начал работать Иркутский областной институт усовершенствования учителей. В это время был обустроен современный вход и крыльцо со стороны дворового фасада.
Постановлением мэра Иркутска от 2001 года размер усадьбы сильно сократили. С почти 2 тысяч квадратных метров до 719. Это произошло из-за раздвоения усадебного места на две части, меньшая из которых выходила на Баррикад. С того момента в здании находился Центр социальной адаптации, а с 2010-го по 2014 год - детская горнолыжная школа «Байкал». После неё в доме-памятнике разместился «Ресурсно-методический центр развития физической культуры и спорта Иркутской области».
Сейчас дом стоит в тени Казанского собора. Любоваться им можно только с улицы Баррикад и Учительского переулка. Правда без сожаления это сделать не получится. Этот дом - наглядный пример уходящей истории. Его каменное основание крошится, доски в стенах «гуляют» в разные стороны, когда-то красивые окна потеряли местами куски наличников, а треугольная крыша с резьбой еле выдерживает снежную нагрузку.
Во двор не попасть - высокий забор и дверь на замке. Как раз у закрытой двери мы увидели табличку, нынешние хозяева – ресурсный центр – переехал на улицу Поленова, 18. Нам удалось встретиться с его директором Натальей Кривошеевой. Она рассказала, что они переехали из здания в декабре прошлого года.
- Мы долго просили деньги на реконструкцию. Вот благодаря Сергею Георгиевичу (Губернатор Иркутской области с 2015-го по 2019 год Сергей Левченко) нам начали их выделять. Первые средства пошли на эскизный проект, который занял 10 томов. Начались работы, были пройдены все государственные экспертизы. На 2021 год есть проектно-сметная документация, выделено 6 миллионов рублей. Вроде дело пошло, но после декабря (12 декабря 2019 года Левченко подал в отставку) (вздыхает) боюсь, что наши усилия сохранить дом были зря, - рассказывает Наталья.
Сейчас памятник буквально держится на волоске. Со слов Натальи, в позапрошлом году сильно пострадала крыша из-за снегопада. Специалисты, которые проводили историческую экспертизу заявили, что он держится на обоях. Всё это и сподвигло к переезду. Сейчас дом законсервирован и стоит под охраной.
- Здание великолепное. Снаружи кажется небольшим, но внутри это почти 500 квадратных метров. Оно комфортное. Мы там спортзал сделали. Столько денег было вложено. За 4 года мы вложили туда 4 миллиона для поддержания внутреннего ремонта, - вспоминает Наталья.
Дом был закреплён за региональным минспорта. Когда строился ледовый дворец «Айсберг», оставшиеся стройматериалы передали в центр.
- Мы их использовали для внутреннего ремонта. Внутри обычный офисный интерьер. Всё бы хорошо, но дом очень холодный. Зимой температура в помещении не превышала 5 градусов, - пожаловалась Наталья.
- Как вы работали там? – спросил Алексей Петров.
- В шубах. Все эти годы было тяжело. Я ходила по всем инстанциям вымаливала деньги. Но вот хоть есть результат. Я была уверена, что мы с [Сергеем Левченко] ним это здание бы починили. Теперь как будет дальше продвигаться восстановление - непонятно. Конечно, его проще отдать, мне для центра спортобъект нужен. Но просто мне как историку да и по-человечески жалко его. Был какой-то инвестор, обсуждался вариант починить здание, а потом продать китайцам. Но не сложилось. Пришли к тому, что служба по охране памятников займётся ремонтом, и мы туда обратно переедем, - сказала Наталья и принесла нам несколько томов экспертизы.
Для того, чтобы восстановить его исторический облик, в ней очень детально прорисованы все части дома: каждый уголок, каждый завиток резьбы. Рисунки, чертежи, фотографии.
- У нас в Иркутске из таких знаковых памятников, которые требуют незамедлительного вмешательства, — это Дом кузнеца, Дом офицеров, и я добилась того, чтобы это бывшее училище рассматривали наравне с ними для реконструкции. Я думаю, тут для восстановления нужно около 100 миллионов, - вздохнула Наталья.
После нашей беседы мы вместе с ней отправились к дому ещё раз, чтобы посмотреть его со двора. Направляясь к воротам, владелица центра рассказала, что когда Учительский переулок был не асфальтирован, дом с левой стороны постоянно был в пыли от песка. Часто приходилось его мыть. Не так давно там появился асфальт, и теперь как минимум, одной головной болью стало меньше.
Со двора дом выглядит ещё печальней, чем с Баррикад. Здесь гораздо заметнее, к чему приводит разрушения каменного основания. Дом в некоторых местах осел, и от этого кажется, что поплыл. Части здания будто придерживают друг друга, чтобы не развалиться окончательно.
- Наши бабушки-соседки говорят, часто видят тут приведений. Тут же столько детей переучилось. Говорят, что они и бегают тут по ночам, - рассказывает с улыбкой Наталья.
У дома есть и секрет: «В здании подвал есть шикарный. Просторный, почти под всем домом. Сейчас часть его засыпана. Я думаю, что он вёл к церкви», - чуть шёпотом поделилась Наталья.
Мы долго стояли во дворе и рассматривали детали дома. Вот она, столетняя история перед нами во всей красе. Когда-то он был полон детского смеха, а сейчас вынужден коротать дни в полном одиночестве. И ждать — то ли перерождения, то ли гибели.