По налоговым преступлениям снова будут возбуждать уголовные дела. При этом роль налоговиков в процессе будет невысока – основная власть отдана следователям. Законопроект, по которому следственные органы смогут заводить уголовное дело по налоговому преступлению, был одобрен Госдумой в конце прошлой недели во втором чтении. Теперь следственные органы могут сами заводить уголовные дела по налоговым преступлениям. Роль налоговых органов, по сути, сведется к предоставлению информации.
Как заявлял ранее председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, следователи будут запрашивать у налоговиков информацию по соответствующему делу, что «снизит коррупцию и упорядочит проблему». Порядок действий таков: следователь будет отправлять предварительный расчет налоговых недоимок в налоговую службу, которая в течение 15 дней должна дать свое заключение. В противном случае следователи могут принять решение о возбуждении уголовного дела и сами.
Новая схема, по мнению главы СКР Александра Бастрыкина, поможет улучшить выявление сложных мошенничеств. По его мнению, чтобы раскрыть налоговые мошенничества, надо проводить оперативно-разыскные мероприятия, чем налоговики заниматься не могут.
Схема, по которой определяется состав преступления и происходит согласование с налоговой, вызывает вопросы. «Налоговая проводит собственные проверки минимум в течение двух месяцев, при этом она заранее знает, с чем ей придется столкнуться, так как проводится предпроверочный анализ. А тут на запрос СКР надо ответить за 15 дней. Это непонятно», – недоумевает гендиректор регионального центра налогового консультирования, член Палаты налоговых консультантов России Никита Масюк.
Закон касается всех, но особенно поправки взволновали представителей бизнеса. Они предлагали депутатам увеличить роль налоговой службы, а также повысить порог, после которого возбуждается уголовное дело. Но пока добиться своего «Деловой России», Российскому союзу промышленников и предпринимателей и другим не удалось.
Существуют опасения, что схема деятельного раскаяния станет инструментом шантажа. Согласно новой схеме, деятельное раскаяние будет значить, что лицо признало свою вину без права продолжать судебное разбирательство в арбитражном суде. «В ином случае предприятие рискует нарваться на изъятие документов и другие малоприятные вещи, которые мешают вести дела, – пояснил финансовый консультант Павел Степанов. – А то и начальство арестуют».
«Мне искренне хочется верить, что законотворческая инициатива в нашей стране несет цель улучшения жизни всех граждан, не преследуя популистские мотивы. Но до тех пор, пока бизнес всячески будут шантажировать, развития в стране не будет. Этот закон, как мне кажется, будет работать очень избирательно. Получится как всегда – публичная святая инквизиция. Но хочется верить, что этот процесс будет гуманным», – надеется Никита Масюк.