Россиян избавят от рекламы кредитов. Справедливоросы предлагают запретить банкам предлагать займы через СМС, листовки, растяжки и другие способы. По мнению законодателей, навязчивая реклама банковских услуг так заморочила голову потребителям, что привела к слишком высокой закредитованности. Банки не согласны с таким обвинением и списывают рост проблемных долгов на кризис.
Чтобы запретить рекламу кредитов вне стен банковских офисов, руководитель думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях. Нерадивых рекламщиков и банкиров предлагается наказывать рублем. Так, частных лиц будут штрафовать на сумму до пяти тысяч рублей, предпринимателей, работающих без образования юрлица, – до 50 тысяч рублей, юридических лиц – до одного миллиона рублей. Но одним штрафом отделаться не получится. Будет конфискована рекламная продукция и даже оборудование, на котором она создана.
Как следует из пояснительной записки, в кризис «широкая реклама потребительских кредитов посредством наружной рекламы, телевизионного и радиовещания, sms–рассылок, листовок, объявлений и т. д. приобрела характер массовой социальной провокации», а «невозможность погашения населением кредитов стала существенным фактором не только экономических проблем, но и повышения социальной напряженности в целом». Таким образом, согласно проекту, банки смогут рекламировать кредиты только в собственных офисах. «Решение граждан об обращении в кредитные организации за получением кредита или займа должно быть хорошо обдуманным, принятым с должной мерой ответственности, а не являться прямым следствием агрессивных рекламных кампаний», – цитируют «Известия» Сергея Миронова.
Юристы, работающие с должниками, подчеркивают: реклама кредитов создала целую потребительскую культуру, предлагая не отказывать себе ни в чем, а если нет денег – просто взять кредит. Ограничение, главным образом, необходимо для молодежи, которая еще не умеет планировать свои средства. «Это как с сигаретами: рекламы нет, в магазине их не видно. Те, кому они нужны, все равно купят. Точно так же все будут знать, что есть кредиты и куда за ними обращаться», – сравнивает зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. Он также отмечает, что за последнее время банковской рекламы стало меньше. Главным образом это связано с сокращением рекламных бюджетов. Но как только закончится кризис, все вернется в прежнее русло. «Если же говорить о рекламе магазинов бытовой техники, то там, наоборот, делается акцент на кредитование. Но не магазин же будет выдавать кредит, а банк», – добавил Вячеслав Курилин.
Банки, в свою очередь, подчеркивают, что реклама только доносит информацию до граждан, но никак не заставляет их подписывать кредитный договор. «У клиентов есть все возможности для того, чтобы ознакомиться с информацией и принять взвешенное решение, – говорит директор департамента маркетинговых коммуникаций банка «Хоум Кредит» Мария Бурак. – Реклама не может являться причиной невыплаты кредитов. Главным фактором роста долгов стало ухудшение экономической ситуации. Правильно рассчитанный кредит – это возможность улучшить качество жизни».
Также представители рынка предупреждают, что запрет на рекламу кредитных продуктов может иметь обратный эффект. «Вместо того, чтобы снизить социальную напряженность, он будет препятствовать развитию конкуренции, и клиентам будет сложнее выбрать лучшие условия из имеющихся на рынке предложений. Банкам придется использовать более дорогие каналы привлечения клиентов, что в итоге отразится на стоимости кредитов», – подчеркивает вице-президент СМП Банка Елена Дворовых. Вместе с тем она опасается, что после исчезновения рекламы начнут процветать «черные» кредиторы, которых не беспокоят юридические аспекты.
«Никогда ещё ограничение доступа к информации не приводило к улучшению качества жизни потребителей. Только владея разной информацией, полученной из рекламы, рекомендаций, собственных ощущений от предыдущего опыта взаимодействия с компанией, мы можем принять взвешенное решение и воспользоваться выгодным для себя предложением», – считает вице-президент по маркетингу Финансовой группы «Лайф» (ВУЗ-банк и банк «Пойдём!») Александр Лебедев.
Сегодня реклама финансовых услуг регулируется статьей 28 закона «О рекламе». Как рассказали в антимонопольной службе, самыми распространенными нарушениями является нечитаемый мелкий шрифт, а также сокрытие существенных условий кредитования. Еще один излюбленный прием банков – СМС-реклама. По закону отправлять сообщения на мобильный телефон клиента можно только с его согласия. Причем под статью может попасть не только банк, но и распространитель рекламы, если рассылка осуществлялась не напрямую банком.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com