Около полугода назад после серьёзной реконструкции Галерея Виктора Бронштейна вновь открыла свои двери. Буквально перевоплотившись из золушки в принцессу, она стала одной из центральных культурных площадок города. Директор галереи Ольга Бронштейн рассказала порталу «ИрСити» о том, как создавалось это уникальное место, о текущих проектах и планах на будущее.
- Как вы пришли к идее галереи? Что вас подтолкнуло на создание такой концепции? В чём её оригинальность?
- Галерея существовала и ранее. Официально открывшись в апреле 2011-го, она работала в «домашнем» режиме: проходили небольшие выставки местных авторов, её посещали друзья и близкие. Через несколько лет владельцу галереи Виктору Бронштейну стало понятно, что его увлечение может стать чем-то большим. И в 2014 году было принято решение о большой реконструкции галереи, в результате которой, по задумке, она должна была превратиться в современное выставочное пространство.
Важно упомянуть, что основная часть работ в коллекции галереи относится к классической иркутской школе живописи. Было очевидно и то, что выставлять в новом пространстве только традиционную живопись, игнорируя графику или фотографии, не совсем верно. Поэтому ремонт занял больше времени, чем мы планировали изначально. Задача была достаточно сложной – создать пространство, в котором одновременно будут проходить выставочные проекты разных форматов и масштабов, а ещё мероприятия для детей, кинопоказы. В итоге, решение было в использовании раздвижных стеклянных перегородок, которые превращают один большой зал в два, три или даже четыре. Таким образом, сейчас пространство отвечает интересам широкой аудитории.
- Чем вы руководствуетесь, когда подбираете выставки? Выбираете по своему вкусу или то, что действительно будет интересно иркутянам?
- Стараемся совместить и первое, и второе. Сложно работать с проектом, который тебя самого не вдохновляет, как говорят в таких случаях, «если душа не лежит». Конечно, есть какие-то базовые этические фильтры, в остальном – мы открыты и, в общем-то, готовы к экспериментам.
- Насколько выгодно иметь галерею? И можно ли, вообще, сделать подобный проект прибыльным или хотя бы самоокупаемым? Или это просто для души?
- Мы стремимся к самоокупаемости, задача минимальна – окупить немалые затраты на организацию выставочных проектов и работу персонала. Окупить вложения в проект и сделать его прибыльным – пока только мечта. Поэтому без требований души существование этого места просто не предполагается.
- Помогает ли галерея молодым талантам? И кого вы поддерживаете в творческом плане?
- Лучшая поддержка художника – это покупка его работы. По большому счёту, с этого постулата и начала собираться коллекция галереи ещё в 1998 году. Первые приобретения были продиктованы желанием поддержать иркутских художников и их близких, попавших в сложное положение в 90-е годы. И на сегодняшний день в коллекции более 1,5 тысячи живописных и скульптурных произведений.
А для поддержки начинающих авторов мы запустили собственный проект под ещё рабочим названием «Первая персональная выставка». Название хоть и рабочее, но говорит за себя. Таким образом, у многих талантливых ребят появится шанс заявить о себе, что из-за отсутствия специальных площадок довольно сложно. Сейчас, например, в галерее как раз проходит выставка фотографа Яны Ушаковой «#иркутск_ялюблютебя». В день открытия собственной выставки Яне исполнилось всего 25 лет, и для неё это дебют. Следом в галерее откроется выставка художника Романа Баянова, по большому счёту, тоже будет для него дебютной.
А будут выставки современного искусства с московскими и питерскими художниками?
- Отвечу коротко – обязательно будут!
- Вы позиционируете галерею не только как галерею, но и как центр семейного отдыха. Что кроме выставок вы можете предложить, чтобы заинтересовать каждого члена семьи, детей, например?
- Осенью мы запустили проект под названием «Творческие мастерские для детей и взрослых». Мы пробуем разные направления, смотрим, какие из курсов более востребованы. Сейчас работают группы по живописи и карандашной графике для взрослых, скоро начнётся набор и в детские группы. А мой любимый формат – «семейное» воскресенье, когда в галерее проходят мастер-классы для всей семьи, экскурсии для детей. Можно с пользой провести весь день в галерее, так, кстати, многие и делают. Всю информацию об этом направлении можно найти на нашем сайте и в социальных сетях.
- Как вы смогли выйти на Даши Намдакова, открыт ли он для взаимодействия? Будете ли участвовать в проекте Даши с музеем и парком культур?
- Могу сказать, что сотрудничество с Даши точно не было в планах. Мы познакомились, в общем-то, случайно, когда ремонт галереи шёл полным ходом. Во время поездки в Лондон мы случайно зашли в одну из галерей, где как раз была выставка скульптур Даши. Единственный вопрос, который тогда возник – почему их нет в Иркутске? И, конечно, попробовали выяснить это из первых уст. Нам повезло, по счастливой случайности Даши в это же время находился в Лондоне, и вот так спонтанно состоялось наше знакомство. К открытию галереи в Иркутск успела приехать только одна из пяти работ, приобретённых в коллекцию. И чтобы посетители могли составить более полное впечатление о творчестве Даши, мы решили обратиться за помощью к его Арт-фонду. В результате, первый выставочный проект открылся с несколькими скульптурами Даши, а с Арт-фондом мы и теперь постоянно работаем.
Участие в проекте Парка скульптур пока не обсуждалось.
- В каком русле будет дальше развиваться галерея? Есть ли новые идеи в этом направлении? Будут ли сюрпризы в будущем для иркутян?
- Задумок довольно много, планируем работать как с привозными проектами, так и с местными авторами. Мне лично важно, чтобы имена иркутских художников, скульпторов стали известны в пределах региона более широкому кругу, нежели сейчас. Также в планах развивать направление образовательных программ. Наша команда всегда очень щепетильно относится к каждому из проектов, поэтому заранее открывать все карты не хочется. Без сюрпризов, конечно же, не обойдётся.
- Планируете ли вы какие-то новые проекты, подобные этой галерее?
- Нет, подобных проектов мы не планируем. В данном случае лучше работать над качеством, а не над количеством.
- Как вы думаете, что не хватает Иркутску в культурном плане? Чтобы вы хотели ещё добавить в культуру города?
- Мне кажется, городу как раз не хватает «Иркутских кварталов». Надеюсь, что проект получится реализовать в полной мере. Знаю точно, что есть потребность в современном концертном зале. Но, думаю, это дело времени.