Культура Общество «На курсы бурятского языка к нам едут даже из Ангарска»: как в селе Одинск возрождают национальную культуру

«На курсы бурятского языка к нам едут даже из Ангарска»: как в селе Одинск возрождают национальную культуру

Рассказываем о жизни старинного бурятского села, которое появилось пять столетий назад

«На курсы бурятского языка к нам едут даже из Ангарска»: как в селе Одинск возрождают национальную культуру

Одинск — единственное село в Ангарском городском округе, которое всегда было и остается исключительно бурятским. Предки местных жителей заселили эту территорию задолго до того, как были построены многие города и деревни нашего края. В летописях упоминания об Одинске датируются XVI веком. Несколько веков люди жили в аймаках целыми родами, занимались скотоводством и коневодством, а само село в его нынешнем статусе образовалось только в 1933 году.

Селу Одинск под Ангарском уже около пяти столетий
Но до 1933 года никакого села тут и не было. Местные жили в аймаках, каждый — со своим родом
Одинский дом культуры

Сейчас в небольшом и старинном Одинске живет чуть более тысячи человек. Более 90% населения — буряты. Многие из них совсем обрусели, утратили часть национальных традиций и даже бурятский язык. Но в местном Доме культуры стремятся возродить в селе бурятскую культуру и вернуть то богатое наследие, которое досталось от предков. Редакция «ИрСити» побывала в гостях у жителей Одинска и узнала, как из маленького краеведческого уголка появился целый музей бурятской культуры, почему в Одинск едут со всей Иркутской области и как местные всем селом ходят на курсы родного языка.

Сейчас в Одинске чуть больше тысячи человек, и все они — потомки китойских бурятов

От краеведческого уголка до музея

Коллектив одинского Дома культуры встречает всех гостей издалека особым обрядом — в национальных костюмах и с песнями на бурятском языке, с чашкой молока и белой пищей. Так хозяева желают приезжим счастья, благополучия и долгих лет жизни, а еще помогают очиститься от всего дурного, что может прицепиться в пути.

Вот так в местном Доме культуры встречают гостей

Для очищения гостей окуривают богородской травой (чабрецом), а затем предлагают покормить бурятских богов. Для этого нужно безымянный палец правой руки макнуть в чашку с молоком, а затем побрызгать вверх, перед собой и вниз. Это — угощение для верхних, средних и нижних духов и божеств.

Обряд капания духам

Только после этого гости могут пройти внутрь и познакомиться с другими бурятскими традициями.

Директор Дома культуры Зоя Золотова рассказывает, что с национального ритуала встречи гостей начинается их этноэкскурсия «Эхо одинских предков», которую здесь проводят с недавнего времени для всех желающих. А их, признается Зоя Кузьминична, уже немало, потому что многие стремятся узнать, чем живет старинное село.

Директор Дома культуры Одинска Зоя Золотова

— Наш Дом культуры весь оформлен в национальной тематике. Причем все картины, украшения и орнаменты мы делаем сами. Наш ДК — сердце Одинска, в нём вся жизнь села, поэтому мы бережно храним нашу национальную идентичность. А началось всё несколько лет назад с небольшого краеведческого уголка, который стал краеведческой комнатой, а в перспективе будет музеем бурятского быта в Одинске, — рассказывает Зоя Золотова.

Зоя Кузьминична рассказывает, что весь Дом культуры украшен национальными орнаментами и картинами

По ее словам, необходимость в музее возникла после того, как пришло понимание, что даже местные дети почти ничего не знают о своей малой родине, об истории и культуре села и бурятского народа. А что уж говорить о тех, кто живет за пределами поселка? Даже многие ангарчане не знают, что Одинск — настолько древнее и аутентичное село.

Оформлением ДК занимались сами его сотрудники

— Для нашей краеведческой комнаты мы всё делали и собирали сами. Костюмер ДК шила нам костюмы для кукол, а сами фигуры мы дружно лепили из папье-маше. Сделали юрту в разрезе, чтобы показать, что и где внутри стояло, как жили наши предки. Предметы быта и украшения у нас все подлинные. Бросили клич, каждый принес из дома что смог. Еще я позвонила в районы Приангарья, мне оттуда обещали кое-что прислать. Кстати, мы до сих пор ведем сбор экспонатов для нашего музея, — продолжает историю Зоя Кузьминична.

Предметы бурятского быта в краеведческой комнате подлинные. И все они подписаны на бурятском языке. Например, торхо — это кадка или бочка
Их коллектив ДК собирал по своим родственникам и знакомым

Юрта, как говорит наша собеседница, всегда делилась на две половины — женскую и мужскую. Разделение всегда строго соблюдалось, так что этот принцип воплощен и в макете. Вся утварь, которая представлена посетителям, подписана на русском и на бурятском. Сотрудники Дома культуры мечтают, что в перспективе они смогут построить в Одинске юрту в натуральную величину, чтобы всё было максимально правдоподобно.

В краеведческой комнате даже есть бурятская юрта в разрезе и ее обитатели в национальных костюмах
Всё это сделано руками местных мастериц
Сами фигурки бурятов выполнены из папье-маше

«Мы потомки китойских бурятов»

В краеведческой комнате есть проекционный экран, на котором показаны главные улицы села с историей, в честь кого или чего их назвали. Здесь же демонстрируют главные достопримечательности Одинска и окрестностей. Кроме того, на стене висит карта местности, у которой гостям Дома культуры рассказывают историю возникновения села.

Раньше жители Одинска занимались скотоводством и коневодством

— Раньше тут, конечно, никакого села и не было. Наши предки жили в аймаках, каждый род отдельно. Все их мы нанесли на карту, чтобы люди могли посмотреть, где именно селилась их родня. Несколько веков назад здесь было несколько родов, но постепенно они все разъехались, остались только китойские буряты, которые и живут тут до сих пор. Мы — их потомки, — поясняет Зоя Золотова.

Русские приезжали в Одинск, чтобы обменивать у местных меха, мясо и молоко

Так как буряты — народ кочевой, земледелием или садоводством здесь не занимались. Держали скот и лошадей, охотились, а русские приезжали в Одинск, чтобы менять у местных меха, мясо и молочные продукты. Так и жили долгие годы.

В советское время в Одинске создали колхоз, так что сельское хозяйство вышло на первый план и стало главным занятием местных жителей.

В селе совсем немного улиц и чуть больше тысячи жителей

— В те годы у нас в каждом дворе держали скот, особенно баранов. А вот сейчас ничего такого уже нет, потому что это сильно затратное дело. Бензин дорогой, с пастбищами проблемы, с пастухами — тоже. Раньше, помню, идешь по улице, и у каждого дома какая-то скотина есть. А теперь вот по нашей улице только две семьи имеют живность, — делится Зоя Кузьминична.

Из живности у местных в основном только кошки и собаки, скот держать перестали давно

Она объясняет: в СССР у пастухов был ряд привилегий. Они получали от совхоза льготы, зерно, жилье и много других бонусов. Сейчас они не имеют ничего, кроме небольшой зарплаты и гигантской ответственности за чужую скотину. Если с коровой или овцой что-то случится на пастбище, пастух будет обязан возместить стоимость ее лечения или даже оплатить покупку нового животного, если старое погибнет.

Сейчас сельским хозяйством в Одинске почти никто не занимается. Многие ездят на работу в Ангарск.

— Сельская интеллигенция работает в ДК, школе, ФАПе и на почте. Фермеров стало мало, молодежь не хочет этим заниматься, потому что труд большой, да и ты привязан к дому. Скотину надо кормить три раза в день, ухаживать за ней. Опять же, пасти скот самому. Немногие к этому готовы, — рассуждает Зоя Золотова.

Местные говорят, что заниматься сельским хозяйством стало невыгодно, все работают в Ангарске

Капание предкам и свадебные обряды

Терять свою национальную идентичность жители Одинска начали в период расцвета СССР. Советская власть стремилась к созданию единой нации, единого языка и всеобщего единства в целом. Поэтому местные стали всё реже использовать родной бурятский язык, а все культурные традиции и национальные обряды запрятали подальше.

Часть экспозиции краеведческой комнаты

Например, как рассказывает Зоя Золотова, так произошло с некогда популярным обрядом капания предкам. Его буряты совершают перед какими-то важными и большими событиями, длительными поездками и перед тем, как начать новое дело.

— В идеале нужно вместе с шаманом ехать на родину своей матери. Искать то место, где она родилась и жила, там и проводить обряд. Обязательно при этом приговаривать, что ты такой-то и такой-то, обращаешься к предкам за помощью, произносишь слова: «Помогите мне, смотрите меня». В советское время многие перестали это делать, а если и делали, то тайно, чтобы никто другой не знал. Сейчас начали потихоньку возрождать традицию. А вот в моей семье мама капала всё время. Мы с братьями и сестрами не понимали, спрашивали, зачем она это делает, а мама отвечала: «Я вам дорогу открываю». И все ведь выросли здоровыми, успешными, — делится Зоя Кузьминична.

Зоя Кузьминична показывает костюмерную Дома культуры

Она говорит, что капать можно и дома, но только если цели не очень глобальны. Можно капать на подоконник или на печку — кого как родители научили. Главное — делать это бережно и с почтением к предкам.

Здесь можно узнать многие исторические факты о селе и народе, который тут живет с XVI века

Сейчас национальная культура постепенно возвращается в бурятские сёла и деревни. В одинском Доме культуры, например, хотят возродить свадебный обряд.

— Мы пишем грант, чтобы получить деньги и проводить здесь, у нас, церемонию по всем традициям и в национальных костюмах. В нашем ДК работает очень талантливый хореограф, который сможет всё это поставить как надо. Бурятские свадьбы — это очень интересно и всегда многолюдно. Я выдала замуж двоих дочерей, у одной было около 400 гостей, у второй — чуть меньше. И их всех надо правильно встретить, угостить, проводить. Близкие родственники остаются и на второй, и на третий день, — говорит Зоя Золотова.

Этот свадебный сундук Зоя Золотова принесла в музей из дома, он принадлежал ее прабабушке

Зоя Кузьминична рассказывает, что родители невесты первым делом должны подготовить особый сундук с приданым. Собирают его тогда, когда молодые уже точно всё решили и назначена дата свадьбы.

— Вот в такие моменты и чувствуется помощь родственников. Сразу думаешь: «Как хорошо, что я не одна, а нас много». Родня помогает финансово очень хорошо, поэтому на бурятской свадьбе и приданое хорошее, и подарки. Сейчас всё чаще мы, конечно, скидываемся деньгами, чтобы молодые уже сами решали, на что их потратить, а раньше родные готовили всё, что понадобится новой семье в быту, — подчеркивает Золотова.

А потом показывает сундук, который в краеведческую комнату она принесла из дома. Когда-то этот экспонат принадлежал прабабушке нашей собеседницы.

А это — бурятский календарь с названиями месяцев на бурятском

— Молодежь старается соблюдать эту традицию с сундуком. Правда, старинные никто не использует. Сундуки покупают новые, современные, красиво украшенные. Теперь сундук больше как декоративный элемент используется, а раньше туда нужно было положить определенный набор вещей, — вспоминает Зоя Кузьминична.

В первую очередь — графин с горячительным бурятским напитком под названием тарасун. Его родители жениха и невесты распечатывали после того, как состоялось знакомство двух семей. Также в сундуке должны были быть чайник и сервиз. В остальном это могут быть любые бытовые предметы.

Дополнительно сторона невесты готовит комплект постельного белья: матрац, три подушки (для мужа, жены и их будущего ребенка), одеяла, простыни, наволочки и пододеяльники.

«При помощи приданого родня девушки показывает, насколько новая семья и невеста состоятельны и благополучны»

— Семья жениха смотрит, дивится, происходит непосредственное знакомство. За это выпивают по рюмочке тарасуна, а потом все вместе отправляются в дом жениха, где будут жить молодожены. Родственникам невесты показывают свадебное ложе, а потом его все дружно заправляют новеньким постельным бельем, — сообщает Зоя Золотова.

Краеведческая комната украшена бурятским искусством

Она подчеркивает: в подготовке свадебного ложа обязательно должны участвовать знающие традиции бабушки. Они завязывают специальные узлы, которые тоже имеют в церемонии особое значение и смысл.

— Еще на свадебное торжество обычно выбирают специально сватов, которые умеют говорить на бурятском, могут произносить речи и знают все обычаи. Это нужно, чтобы у будущей родни сложилось правильное впечатление. Мы заботимся о том, чтобы не ударить в грязь лицом, — рассказывает собеседница.

Курсы бурятского языка и альбомы с родословными

В январе этого года при Доме культуры стартовали курсы бурятского языка. Преподает их молодой специалист из Иркутска, в Одинск приезжает специально, чтобы учить всё село.

«Мы здесь, в Одинске, обрусели, свой язык не знаем. Как те собаки, которые всё слышат, понимают, а сказать ничего не могут»

На то, что курсы необходимы, Зою Кузьминичну натолкнула одна история.

— Приехала к нам однажды группа на экскурсию, мы показали наш концерт, провели мастер-класс по приготовлению бууз. В конце ко мне подошла одна женщина и сказала: «Я всю жизнь с бурятами жила, но никогда не вникала в вашу культуру, концерты не смотрела, а тут мурашки по коже. Как сказать "спасибо" на бурятском?» И вы знаете, я аж покраснела, потому что не знала даже, как это сказать. Так и решила, что пора что-то менять, — делится Зоя Кузьминична.

А это — библиотека

Руководитель Дома культуры рассказывает, что на их новые курсы некоторые ездят из Ангарска, потому что хотят понимать родную речь и владеть ею. Среди учеников, например, есть ангарчанин, который учит бурятский на случай, если его дети женятся или выйдут замуж за бурятов из Усть-Ордынского бурятского округа. Живущие в УОБО хорошо знают язык, поэтому ангарчанин хочет быть на равных с будущими родственниками.

Здесь много краеведческой литературы, а также классики

Теме родственных взаимоотношений в Одинске, кстати, тоже уделяют большое внимание. Сотрудники ДК вместе с жителями собирают альбомы с родословной.

Родословная книга одного из местных родов

«Мы ведь должны знать до семи предыдущих поколений и эти знания передавать потомкам»

— Мы попросили селян собрать историю своих семей. Люди специально обращались в архив, чтобы найти сведения, фотографии, истории. И был у нас забавный случай: приехали к нам студенты педагогического училища. Когда дело дошло до альбомов с родословными, две подружки внезапно узнали, что они, оказывается, родственницы. И такое тоже бывает, — смеется Зоя Кузьминична.

Альбом, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны

Также в ДК бережно хранят истории всех одинских ветеранов, которые участвовали в Великой Отечественной войне. На фронт из Одинска уходило 100 человек, а вернулось 69. В ветеранском альбоме есть своя страничка для каждого героя. Со временем коллектив Дома культуры планирует собрать отдельную экспозицию, посвященную этой странице истории.

Дом культуры — сердце села

Одинский Дом культуры на все 100% является средоточием жизни селян, это досуговый и культурный центр села. Здесь работают кружки и секции, сюда ходят на концерты и танцы, здесь показывают кино и обучают нескольким видам спорта.

— У нас есть тренажерный зал, залы гимнастический и актовый. Здесь работает секция бокса, фитнеса. Есть библиотека. К нам весь поселок ходит. Когда у нас проходят мероприятия, концертный зал на 164 посадочных места всегда забит. А с тех пор, как мы стали проводить экскурсии, наша популярность и вовсе выросла, — говорит Зоя Кузьминична.

Костюмерный цех ДК

Для гостей издалека в Доме культуры устроили фотозону, где после этноэкскурсии можно сфотографироваться в национальных бурятских костюмах. Их ради этого достают из костюмерной, которую можно смело назвать настоящей сокровищницей. Здесь хранятся наряды для танцевального и вокального коллективов. Когда артисты выходят в них на сцену, зал замирает от красоты и богатства образов.

Фотозона для гостей этноэкскурсии

— Сшить один костюм, например северных народов или для танца охотников, стоит около 15 тысяч рублей. То есть обшить весь коллектив — это очень дорого. Но вот благодаря экскурсиям, концертам и другим платным услугам мы стали кое-какие деньги зарабатывать, так что можем себе позволить обновлять гардероб наших артистов, — признается руководитель ДК.

Каждый костюм здесь стоит около 15 тысяч рублей
Все наряды шьет местная мастерица
Есть здесь и костюмы северных народов, и образы для танца охотников. Вся одежда национальная
Во многих образах используются традиционные бурятские орнаменты

Наша собеседница признается, что сейчас, когда внутренний туризм стал так активно развиваться, а традиции коренных народов нашего региона интересуют всё больше людей, продвигать бренд Одинска особенно важно. Это помогает не только привлечь туристов, но и сохранить всё это великолепие для потомков. Поэтому планов и идей у Зои Золотовой много. А ее коллектив с удовольствием поддерживает все начинания.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Отстоять очередь и не упасть в обморок. Что не так с маршрутками, которые идут через Академический мост?
Ксения Власова
Заместитель главного редактора ИрСити
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Мы тут надолго не задержимся». Молодая мама без прикрас рассказала о жизни в Березовом под Иркутском
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Рекомендуем
Объявления