Культура Его картинами восхищается весь мир, но умер он в нищете. История великого художника Василия Перова

Его картинами восхищается весь мир, но умер он в нищете. История великого художника Василия Перова

Один из ярких представителей русского реализма жил в Париже, но вернулся в Москву

Рассказываем о Василии Перове

Василий Перов — известный русский живописец, передвижник. Автор полотен «Приезд станового», «Плач Ярославны», «Суд Пугачева», «Птицелов». Художника критиковали за смелость и за то, что писал низшие слои общества, но картины выставлялись в Париже и Вене. Работами восхищается весь мир, но умер Перов в нищете. Редакция 72.RU рассказывает о том, как он жил и творил.

Холодное утро 6 декабря 1834 года. Семейство Григория Криденера, потомка известного баронского рода немецкого происхождения, готовится к отъезду из морозного Тобольска в Архангельск. Годовалый Василий — незаконнорожденный: брак между отцом и матерью зарегистрирован не был. По законам того времени с этим все было строго — и фамилию ребенку отец дать не мог. Только что Вася переболел какой-то детской хворью. Тем не менее решили отправляться в путь. Дорога, со всеми остановками, отняла шесть недель.

Все детство — переезды

Все детство Василий, из-за особенностей работы отца, переезжал с места на место. В Архангельск отправились, потому что бывший прокурор Тобольска подал туда прошение о переводе.

Там прожили около двух лет, пока Криденера не отправили в отставку из-за сатирических стихов на французском языке про местную администрацию. После был кратковременный переезд в Санкт-Петербург, затем — в родовое имение старшего брата. Там мать научила мальчика писать и читать.

Пробыв в родовом имении год, семья снова отправилась в путь — сначала в Самарскую губернию, потом в деревню Кольцовку. Там мать продолжила обучать сына, после чего отдала его к местному священнику, а чуть позже — к дьячку. Тот учил Василия арифметике, языку и чистописанию. В последнем ребенок преуспел — и за это дьячок прозвал его Перовым.

Картина Перова «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Конечно, тут не тот дьячок, что учил будущего художника. Обратите внимание на выражение лица главного героя. Ему пожаловали первое звание, и он, хоть пока и живет в нищете, уже зазнался

— Вместе с Василием у дьячка учился сын одного крестьянина — большой шалун, крайне безобразный по наружности и тупой в науках, — пишут биографы Перова. — Этот мальчик был плох в чистописании и только болтал ногами на уроках. Однажды дьячок взбесился и в сердцах сказал: «Куда тебе писать, тебе только ногами болтать, и будешь ты Иван Болтунов, а вон он (указывая на Василия) будет у меня Василий Перов.

Прозвище закрепилось, а позже трансформировалось в фамилию.

Первые картины

В 1842 году семья снова переехала — на этот раз в имение Саблуково в Нижегородской губернии. Там Перов едва не ослеп — он переболел оспой, последствия которой остались на всю жизнь. Побороть недуг помогли хороший врач, но особенно мать. Она много времени проводила с больным сыном, заботилась о нем.

О том, что мальчик любит рисовать, стало известно случайно. Отец пригласил в имение художника. Тот должен был изобразить на бумаге собаку. Мальчик наблюдал за мастером, а позже попытался рисовать людей. Извел много бумаги, но сделать что-то стоящее никак не получалось. Эти усилия заметила мама и предложила рисовать не с натуры, а копировать картины, которых в доме было немало.

Вскоре отец познакомился с купцом Безобразовым, подружился с ним. Торговец увидел и оценил талант юноши и предложил отдать его в известную художественную школу Ступина в Арзамасе. Мать Перова долго сопротивлялась, но потом сдалась — и дважды в неделю будущий художник посещал занятия. Позже уроки стали ежедневными, потому что семья переехала в Арзамас.

Картина «Тройка» посвящена детскому труду. Ученики мастеровые везут воду

В школе подростка учили работать только карандашом, хотя он хотел использовать масляные краски. И, взяв их все-таки, Перов начал тайно срисовывать картину Брюллова «Старик». Эту самодеятельность увидел основатель школы и учитель Александр Ступин, но вместо выговора похвалил и, более того, разрешил работать масляными красками. Радости 15-летнего Перова не было предела.

Родители снова переехали. Отцу предложили работу в селе Пияичном. А юный художник остался. Но однажды поругался с учеником постарше. Ступин таких вещей не допускал, и Перову пришлось собрать вещи, уйти из школы и отправиться к родным за 35 верст.

В селе Перов создал картину «Распятие» — первую самостоятельную работу, не срисованную с оригинала. Для этого он попросил крестьянина Ивана позировать. Заковал его в кандалы и приставил к сооруженному специально распятию. Когда картина была готова, Перов отнес ее в церковь. Там, хоть она и понравилась священнику, ее не приняли, так как большинство прихожан были старообрядцами. Зато в другом храме, находящемся неподалеку от села, где проживал Перов, взяли.

Оригинальной картины «Птицелов», судя по источникам, не сохранилось. Эта версия была написана достаточно поздно — в 1870 году, и она — одна из самых известных. За нее Перов получил звание профессора

Училище и нищета

Перов продолжал трудиться. Однажды в село приехал племянник отца. Он обратил внимание на картины и посоветовал матери отправить талантливого юношу в Москву, чтобы тот поступил в училище. Нехотя та согласилась.

Перов твердо решил идти на прием к Николаю Рамазанову — он был преподавателем Московского училища. Попал с приключениями. Швейцар не хотел докладывать о приезде юноши, но, получив 20 копеек чаевых, все же согласился. Учитель долго рассматривал работы, а потом сказал:

— Вы можете поступать. Если вас никто не поправлял, то трудитесь и работайте — из вас будет художник, у вас есть талант. В сентябре я жду вас.

Одна из самых известных картин Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Это остросоциальный сюжет, разделивший картину надвое — здесь изображены довольный и сытый поп и хилый участник войны, награжденный соответствующей медалью

Естественно, что Перов от такого к нему отношения мастера пришел в восторг.

В Москве пришлось тяжело из-за нехватки денег. Художник поселился у смотрительницы женского монастыря Марии Штрейтер. Монашка преклонного возраста была по-матерински добра к талантливому молодому человеку, и он отвечал ей тем же. Осенью 1855 года ее не стало, и Перов оказался в бедственном положении. Он подумывал бросить карьеру и устроиться учителем рисования где-нибудь в глубинке.

В дело вмешался случай. Талантливого юношу приютил один из преподавателей училища, а член художественного общества помог сделать обучение бесплатным.

Отъезд за рубеж

Перов стал заниматься дальше. Он попросил позировать брата Николая и написал этюд «Голова мальчика», за который получил первую серебряную медаль. Вскоре создал работу «Приезд станового на следствие». Картину на выставках в училище, а также в Академии художеств ждал успех.

Дальше — больше. Желая получить золотую медаль, которая давала бы право отправиться за границу, Перов приступил к работе «Приезд станового на следствие». Он показывал эскиз знакомым, и на всех он, за счет экспрессии в лицах героев, производил большое впечатление. Однако самому художнику картина не нравилась. Для того чтобы проработать еще больше деталей, он посещал вечерние классы Академии художеств наравне с младшими учениками.

Перов, как и планировал, получил золотую медаль и отправился за казенный счет в Париж на три года — вернуться должен был только в 1862. Воспользовался он этим правом только через год, по семейным обстоятельствам.

Во Франции Перов посещал выставки, год спустя планировал уехать в Италию, а затем — в Москву. Необычный план, поскольку обычно прошения были иными — остаться в иностранных государствах.

В 1867 году в Париже, на Марсовом поле, проходила Всемирная выставка. Художник отправил туда пять картин: «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка». Работы высоко оценили не только зрители, но и критики. Они отметили, что картины написаны «по-русски».

«Гитарист-бобыль» попал на Всемирную выставку в Париже. Художники называют эту картину остросоциальной. Здесь изображен, по сути, пьяница. Работа посвящена отмене монополии государства на алкоголь. Он стал доступным, и общество из-за этого быстро деградировало

И на то у художника были причины. Он творил, но картины не нравились ему самому. Осознав это, он отправляет в Россию письмо.

— Я жил за границей почти два года. <…> Незнание характера и нравственной жизни народа делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ <…> Тратить на изучение чужой страны несколько лет я нахожу менее полезным, чем изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества, — написал художник в прошении к Академии художеств.

Просьба была удовлетворена.

Семейное несчастье и смерть

В 1862 году в жизни художника появилась племянница видного профессора Елена Шейнс. Они поженились и вместе отправились во Францию.

Но брак не продлился долго. Через семь лет после свадьбы жена скончалась от болезни. Перов остался один с тремя маленькими детьми. Двое — Николай и Надежда — тоже вскоре умерли. Самый младший Владимир позже продолжил дело отца и стал художником.

У Перова всегда было отменное здоровье, но однажды он простудился на охоте, а в 1874 году проявились осложнения. А вскоре выяснилось, что у художника тиф. Возникли сложности в Академии художеств. Денег тоже не хватало — за всю жизнь Перов обзавелся лишь небольшим имением, купленным за пять тысяч рублей.

Помощь в лечении от тифа, который проявлялся всё хуже, Перову оказывал граф Лев Толстой. Автор романа «Война и мир» организовал художнику лечение в деревне Тарасовке, поскольку там жил хороший доктор.

Но это не помогло. В мае 1882 года Перова отвезли к родным в Кузьминки, которые тогда считались Подмосковьем. Дорога в 40 верст была крайне тяжела — художник то и дело спрашивал, могут ли его жизнь закончить раньше. Умер Перов 29 мая (10 июня по новому стилю. — Прим. ред.), в три часа дня. Тело отправили в Москву, где отпели в церкви при училище. Оттуда гроб на руках до Даниловского монастыря несли ученики Перова.

Картина «Проводы покойника». Искусствоведы видят в ней неотвратимость смерти — куда за мужем (который может быть в гробу) проследуют жена и дети — старушка с косой заберет всех

В историю Перов вошел как одна из главных фигур реализма в живописи второй половины XIX века. Его картины выставлены в Третьяковской галерее, некоторые из работ увидели свет только после смерти художник, например большая картина из монастырской жизни «Трапеза», задуманная еще в Париже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Детей нужно хотеть, а не строгать». Гневная колонка матери о том, почему политики не должны решать, сколько рожать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Без трагедии не зашевелятся? Голоустненский тракт изъеден рытвинами, которые никто даже не пытается залатать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Засуньте свое любопытство в одно место». Популярный блогер Понка Сонка взорвалась от бестактных вопросов
Анонимное мнение
Мнение
«Знала бы, где аэропорт, развелась бы и уехала». Краснодарка переехала в Иркутск за мужем и делится впечатлениями от города
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления