Многие знают Олега Акулича в лицо — помнят по сериалу «Ускоренная помощь», узнают в нем хитрого прапорщика из «Армейского магазина» или вспоминают его выступления в «Аншлаге». Но мало кто знает, что артист — наш земляк. Акулич родился в селе Харик Куйтунского района холодной зимой 1959 года, а потом переехал в Усть-Кут и мечтал водить баржи по Лене. Но его артистический талант повел его на телевидение, где Олег Акулич создал множество ярких комических образов.
«Моя бабушка была второй Раневской»
Деда Олега Акулича — хозяина конного завода — раскулачили после революции и сослали из Витебской губернии в Сибирь. Семья обосновалась в Куйтунском районе, куда попадали почти все переселенцы из Белоруссии. Отец Олега был художником-оформителем, но прекрасно рисовал картины, а мама — директором Дома культуры, которых в маленьком Харике было целых четыре.
— И эти дома культуры, конечно, соревновались между собой. Выясняли, кто лучше в самодеятельности. И когда все собирались, были просто концерты. Я наслаждался этим, смотрел. Какие они там перлы выдавали. Немножко выпьют — и пошло, поехало. Я впитывал в себя это всё, — рассказывал Олег Акулич в программе «Мой герой» на телеканале ТВЦ.
Мальчик воспитывался в творческой семье и с детства был очень одарен. Как и отец, хорошо рисовал, играл на баяне и был очень артистичным. Акулич вспоминал, что в Харике он и подмечал в людях ту редкую «шукшинскую» натуру, которую учился изображать с ранних лет.
— У меня с детства было с кого брать пример. Вот эти все персонажи, начиная с моей бабушки, которая была вторая Фаина Георгина Раневская. С таким же голосом, с такими же артистическими данными. Вот она просто что-то говорит — и все хохочут. Мне про это рассказывали ее знакомые, которые во время войны заготавливали зерно. Работа тяжелая, все уже к полудню в изнеможении. И вот подъезжает моя бабушка, она была водителем, и все кричат: «О, Фроська-лихачка!» Встречали ее всегда с радостью, потому что она подъезжала и начинала что-то заливать им. Что-то смешное рассказывать. Она разговаривала художественно. Приедет, насмешит всех, и у людей силы появлялись дальше работать, — вспоминает актер.
Эту удивительную фактуру Акулич и впитывал себя в первые 10 лет жизни в Харике. Затем отца позвали работать оформителем в Усть-Кут. Тогда вовсю строился БАМ, и семья переехала на Север. Там Олег окончил школу, участвовал в самодеятельности и поступил в речное училище, потому что мечтал стать капитаном корабля.
— У меня было такое разделение — или артистом стать, или во флот идти. Речное училище — это романтика. У тебя Лена течет через весь город, парни в форме ходят. Хотелось тоже к этому приобщиться. Пошел в речное училище и там тоже стал заниматься и в драмстудии, и в оркестре играл на трубе. Потом, когда в армию уже попал, я играл в ансамбле «Песни и танцы» солистом. И практику я отрабатывал на агиттеплоходах — ходили по северным морям, давали концерты для экипажей сухогрузов и танкеров, — рассказывал Акулич.
Тогда Олег и понял, что от творческой стези ему не уйти. После армии он поступил в театральное училище.
«Позвал к себе Олег Табаков»
Олег служил в войсках МВД СССР в Иркутске и сразу после армии поступил в Иркутское театральное училище. Покорять Москву не поехал — побоялся. Акулич попал на курс Бориса Райкина, родственника Аркадия Райкина и окончил училище с красным дипломом.
— А когда я переходил на 4-й курс, меня пригласил к себе Олег Табаков. Они приезжали со спектаклем в Иркутск, и он меня заметил. Говорит: «Давай ко мне, на второй курс пойдешь сразу». А Райкин Борис Самуилович, педагог мой, говорит: «Подожди, четвертый курс сейчас будет, госэкзамены. Уже все же отсеялись. Ты играешь четыре главные роли. И что мы будем делать? Ты, уж, пожалуйста, закончи». И я доучился, а после к Табакову уже не поехал, — рассказывал артист.
Он объяснял тем, что опять побоялся. Акуличу в принципе в молодости была свойственна неуверенность в себе, в своем таланте. После окончания театрального училища его пригласил на работу Борис Монастырский — видный советский театральный деятель, руководитель Академического драматического театра города Куйбышев (ныне Самара).
— Там была мощная театральная школа. Я там прослужил с 1986 по 1989 год. Огромный театр, на тысячу мест, был всегда забит битком. Зрители приходили на премьеры с подарками для артистов. Это был очень театральный город, — говорил Олег Александрович.
Затем Акулич перебрался в Минск. Зачем — он и сам не может объяснить.
— Я туда приезжал, у меня был моноспектакль «Аккомпаниатор» французского драматурга Митуа. Он понравился режиссеру Луценко Борису Ивановичу, и он пригласил меня в Минск. Белорусская ССР была очень не бедной в те годы. Ну и корни мои оттуда, в общем-то, белорусские. И я посмотрел, там совсем другая жизнь. Минск — прекрасный город, там жить замечательно. Я там жил 15 лет. Там я впервые и снялся в передаче вроде «Армейского магазина», где меня заметил кто-то с ОРТ (ныне — Первый канал — Прим.Ред.) и предложил работу на российском телевидении, — говорил Олег Акулич.
«Жванецкий разрешил читать бесплатно»
По образу прапорщика его до сих пор часто узнают. Затем он работал в юмористических шоу «Комната смеха», «Аншлаг», «Слава Богу, ты пришел». Сам Акулич говорил, что пришел на российское ТВ в его лучшее время.
— Я всегда какие-то юморески читал, никогда не бросал эстрадные номера. И вот тут решил уйти в этот жанр полностью. Надо было еще что-то зарабатывать, а на эстраде в 90-е с этим лучше было. Почему мне этот прапорщик нравился? Он яркий, он был такой собирательный. И когда меня там увидели, меня начали звать в «Аншлаг», потому что я умею рассказывать смешно. Мне Михаил Жванецкий разрешил читать его рассказы со сцены бесплатно. Он сказал: «Читай, ты их не испортишь», — говорил Акулич.
Он признавался, что поначалу ему было сложно работать в формате юмористических монологов — ни декораций, ни других актеров.
— А вот когда на сцене ты один, никого нет больше, то это сложнее, конечно. Легко за партнером-то — ты не смотришь в зал. А потом привыкаешь к этому. Но каждый раз все равно думаешь, смешно будет или нет. В эстрадном жанре на своем таланте, на каких-то клоунских вещах не выйдешь. Должен быть хороший сценарий, — считает артист.
Недавно Олег Акулич вернулся к работе в театре. Его коллега, актер Игорь Письменный говорит, что у Акулича прекрасное чувство юмора и очень дотошный подход к образам.
— Он никогда не останавливается. Сколько спектаклей играем, он все время что-то ищет: «Ой, может, вот так попробовать? Нет. А если он вот такой? Нет, это не то. Я выхожу, а у него тут пейсы». И он постоянно в этом процессе, он в нем двигается все время. Обязательно что-то находит. Это всегда подкупает, когда человек сделал что-то и не успокоился, — говорит Письменный.
Снимается артист и в кино, но ролей ему предлагают не много.
— Я ленивый просто. Меня просят — сделайте портфолио, а мне кажется, что меня и так должны знать. Я сколько лет на телевидении, вы не понимаете, что я это могу сыграть? А когда пробую, у меня всегда получается не очень. Вот если сразу берут — всё хорошо, а пробы — это не мое, — говорит артист.
Чаще всего Акуличу всё-таки предлагают комедийные роли, но были и исключения. Неприятные для него, как для артиста.
— В 2023 году мне предложили роль убийцы в четырехсерийном фильме «Неудержимый». Сложно было быть злодеем. И я понял, что это не мое, и не хочу больше. Я и не хотел, просто как-то уговорили. Не мое, я себя плохо чувствую в этом, — отметил Олег Акулич.
Также у него табу на маты. Поэтому артисту не нравятся современные фильмы и телевидение, он предпочитает им старые, проверенные временем советские комедии и программы.
— В последнее время очень много вот этого мата. Надо сказать, вчера ехал в машине, и вдруг я удивился, что начали запикивать наконец-то все эти слова. Даже не очень нецензурные. Думаю, это правильно, — считает актер.
Сейчас Акулич почти не появляется на ТВ, но много играет в театре «Школа современной пьесы» и дает сольные концерты в Москве и Подмосковье.