Стоимость нового пассажирского лайнера МС-21, который будут собирать на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), составит около 50 миллионов долларов, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. С его слов, сейчас конкурентоспособность лайнера выросла – в связи с ослаблением рубля. Более того, государство готово помогать производителю с экспортным кредитованием, если МС-21 будет поставляться за рубеж.
По словам министра, первый опытный образец МС-21-300 (версия на 180 кресел) для летных испытаний Иркутский авиазавод (входит в НПК «Иркут») соберёт в 2015 году. Он будет с американскими двигателями Pratt&Whitney. Испытания лайнера предполагается завершить в 2016 году, серийное производство начнётся годом позднее. Денис Мантуров уточнил, что экономические санкции запада в отношении России пока не повлияли на сборку МС-21. Действительно, одна из американских фирм задержала поставку углеродистого волокна, использующегося в сборке крыла, признал министр. Но с его слов, сейчас проблема решена - с 2015 года композиты для МС-21 будут делать в России.
МС-21, напомним, будет оснащаться и отечественными двигателями ПД-14.
- Мы ожидаем, что его сертификация завершится в апреле 2017 года, а в середине 2017 года эта силовая установка появится на лайнерах, - уточнил министр. В целом, по его словам, уровень локализации при использовании российских комплектующих доведут до 60%.
После 2022 года Иркутский авиазавод намерен собирать до 70 новых лайнеров в год. До этого момента завод также будет параллельно делать учебно-боевые самолёты Як-130. Прибыль от их продажи, как отметил министр, будет компенсировать те убытки, которые ИАЗ получит в результате запуска МС-21 в серийное производство. Если же лайнер будет экспортироваться, то государство поможет «Иркуту» с кредитованием внешних сделок.
Конечную цену нового лайнера производитель не раскрывает, но в Иркутске Денис Мантуров обмолвился – это около 50 миллионов долларов для первых серийных образцов. В действительности по этому критерию сейчас трудно сравнивать МС-21 со среднемагистральными лайнерами того же класса: к примеру, Airbus A-320 и Boeing-737-800. В каждом случае цена на самолёт зависит от сроков поставки и комплектации. Boeing может стоить до 87 миллионов долларов. На сайте Airbus говорится, что цена А-320 может составлять до 93,9 миллиона.
Не стоит забывать, что за иностранные судна такой вместимости российские перевозчики платят импортную пошлину в размере 20%, а при ввозе ещё и НДС в размере 18%.
По словам Дениса Мантурова, сейчас конкурентоспособность российского лайнера выросла – в связи с ослаблением рубля. Портфель заказов «Иркута» на МС-21 составляет 175 машин, добавил министр.