Комитет по бюджету заксобрания Иркутской области на заседании 21 октября рассмотрел законопроект о введении льгот по транспортному налогу, в том числе для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил.
По словам замминистра ЖКХ Сергея Малинкина, снижение налоговой нагрузки на физических лиц, владеющих легковыми автомобилями мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, связано с исполнением поручения губернатора Иркутской области Сергея Левченко, данного во время оглашения послания о положении дел в регионе в 2018 году. Проектом закона предусматривается предоставление гражданам с 1 января 2020 года 50%-ной налоговой льготы.
Глава Контрольно-Счётной палаты региона Ирина Морохоева заметила, что в Иркутской области самая низкая ставка по налогу на транспортные средства малой мощности в Сибири. А по замечанию председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой, объём выпадающих доходов по этой льготе составит 230 миллионов рублей. Она также отметила сложности администрирования этого закона, привязанного к зарплате. «Я вообще в первый раз встречаю в налоговом законе такую конструкцию», - заметила Дикусарова.
Малинкин пояснил, что сложности администрирования связаны с желанием «вывести на белую зарплату», чтобы «были честные налогоплательщики».
Кроме того, законопроект предусматривает введение нулевой ставки по налогу на электромобили и машины на газомоторном топливе. «Это экологически чистый вид транспорта, переход на них – мировая тенденция, которая есть и в России. Практика предоставления этих налоговых льгот сложилась уже в 13 регионах страны», - заметил Малинкин.
Морохоева также обратила внимание, что отчасти за счёт доходов по транспортному налогу формируется дорожный фонд, а введение льгот ведёт к снижению его объёма. Представители минЖКХ пояснили, что с минстроем этот вопрос обсуждался. По данным ведомства, дорожный фонд на 2020 год увеличен на 498 миллионов рублей по отношению к утверждённому бюджету, а объём предоставляемых субсидий муниципалитетам составит 3,39 миллиарда рублей, что на 1,5 миллиарда больше, чем в 2019 году. Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская подчеркнула, что «снижение субсидий для муниципальных образований недопустимо».
Депутат Евгений Сарсенбаев спросил, просчитывалась ли отдача в бюджет от предприятий, который получат льготы. Малинкин пояснил, что по машинам на газомоторном топливе выпадающие доходы составят 20 миллионов рублей. При этом предоставление льготы приведёт к переводу порядка 5 тысяч автомобилей в Братске.
«Газомоторное топливо – это продукция с заведомо высокой добавленной стоимостью. Стоимость природного газа, который реализуется с месторождения, сегодня составляет примерно 1,5 рубля, с газозаправок – 16,8 рубля. Потенциальный рынок в Иркутской области оценивается от 50 до 200 миллионов кубометров ежегодно. Если мы стимулируем льготу, то мы получаем до 700 миллионов рублей ежегодно в виде НДС», - пояснил Малинкин.
Но он подчеркнул, что таких показателей можно достичь при условии развитой инфраструктуры. Сегодня работает одна газозаправка – в Братске. Потребление в городе не превышает 1 миллиона кубов в год. Крупные игроки рынка не торопятся строить новые заправочные станции.
Диксуарова заметила нелогичность при предоставлении льготы для юрлиц, так как для льготирования предлагается только одно транспортное средство. А Масловская предложила распространить эти льготы на все автомобили, которые уже переоборудованы или закуплены и работают в муниципальных унитарных предприятиях, вид деятельности которых связан с пассажирскими перевозками, вывозом мусора и дорожными работами. Продлить эту льготу предлагается до 5 лет. Малинкин согласился, что это предложение можно проработать.
Также Дикусарова отметила, что эффективность предоставляемых льгот можно будет посмотреть только в октябре 2021 года. Депутат Александр Битаров вообще подчеркнул, что от льготы для автомобилей, работающих на газе, эффект можно будет увидеть только через 10 лет. «Весь мир идёт по этому пути, мы прекрасно знаем, что выбросы от двигателей с бензином и дизтопливом сопоставимы со всеми другими выбросами на земле. Это тренд. Попытка, конечно, очень слабенькая у нас, крайне медленно переходят на этот вид топлива. Но запускать тему надо», - подчеркнул он.
Комитет решил провести рабочее совещание по этой теме, а также рекомендовал сессии принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним во втором.