Томские учёные выпустили аналог импортных конвертеров озона для самолёта МС-21, оборудование должно превращать опасный для человека газ в кислород, об этом 21 марта сообщается на сайте Томского государственного университета.
«Когда самолёт взлетает и находится на высоте до 11 тысяч метров, он попадает в область, где концентрация озона достаточно велика, и попадание забортного воздуха в кабину без очистки недопустимо. В салонах всех самолётов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолётах – по два, в больших – от четырёх до шести. Такие конвертеры в мире изготавливают только в США и Германии. Чтобы минимизировать зависимость от импорта, руководство страны поставило задачу создания собственных разработок в этой области. Учёные Томского государственного университета с ней успешно справились», – рассказал и.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев.
В лаборатории каталитических исследований научная группа под руководством Сергея Галанова разработала катализатор, который эффективно решает поставленную техническую задачу – преобразует опасный для человека озон в безопасный кислород.
Производство конвертеров уже началось на площадке Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ (ИХТЦ) – инновационной компании, созданной при участии ТГУ. ИХТЦ занимается разработкой технической документации, масштабированием и пилотированием химических технологий, сопровождает организацию производств.
«Изначально планировалось, что в обозримом будущем будет выпущено порядка 10-20 самолётов МС 21. Сейчас с учётом ситуации планируется значительно увеличить их производство, так как стране нужно около 100 новых отечественных авиалайнеров. ТГУ и ИХТЦ готовы сделать свой весомый вклад в обеспечение безопасности полётов и развитие отечественной гражданской авиации», – добавил Алексей Князев.
Добавим, что ХФ ТГУ является одним из лидеров в области разработки катализаторов и сорбентов для разных областей. В частности, химики создают полифункциональные материалы для промышленности (снижение экологических рисков), очистки воздуха в вагонах поездов, самолётов, помещений и так далее.
МС-21 — российский гражданский лайнер, вместимостью от 150 до 211 пассажиров, который создаётся на замену Ту-154 и Ту-134. Исполнителем программы является «Корпорация «Иркут», входящая в состав ОАК госкорпорации «Ростех».
Первый полёт МС-21 состоялся 28 мая 2017 года. А 15 декабря 2020-го самолёт совершил первый полёт с российским двигателем ПД-14. Сертификационные испытания лайнер проводил в прошлом году, в частности, в декабре 2021 года самолёт МС-21 впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту.
Президент России Владимир Путин заявил, что самолёт МС-21 лучше зарубежных аналогов сразу по нескольким параметрам.