После начала специальной военной операции на Украине и введенных в связи с этим экономических санкций со стороны западных стран об уходе из России заявили многие крупные бренды — в том числе и среди производителей алкогольной продукции. Российские ритейлеры при этом неоднократно заявляли, что пока что еще есть товарные запасы зарубежного спиртного. Но придется ли иркутянам искать отечественную замену любимым напиткам на новогоднем столе, выясняла редакция «ИрСити».
Какое игристое будет?
У иркутян, как и прежде, самым популярным новогодним напитком остаются игристые вина. Причем, как отмечают ритейлеры, сейчас продажи сухих вин и брютов практически сравнялись, хотя раньше большим спросом пользовались полусладкие вина.
По данным онлайн-сервиса доставки продуктов «СберМаркет», через который алкоголь в Иркутске можно заказать самовывозом в гипермаркетах «Лента», METRO и «Аллея», на брют сейчас приходится каждая вторая купленная бутылка. Полусладкое шампанское предпочитает чуть меньше трети жителей Иркутска, а сухое, полусухое и сладкое игристое покупают реже, рассказали «ИрСити» в пресс-службе онлайн-сервиса.
Кроме того, всё популярнее становятся розовые игристые вина, добавили в пресс-службе группы компаний «Слата». И только следом идет крепкий алкоголь.
Проблем с поставками импортных брендов игристых вин сейчас нет — все любимые покупателями бренды присутствуют на полках, сообщили в «Слате». Причем к праздничному столу иркутские покупатели, как правило, стараются брать более дорогое вино, чем в обычные дни.
— К новогоднему столу покупатель выбирает более дорогие и качественные позиции, — добавили в «Слате». — Если в обычное время самыми популярными являются низкий и средний ценовые сегменты, то ближе к Новому году спрос сдвигается к среднему и среднему плюс сегменту, чаще покупают премиальные позиции либо на новогодний стол, либо в подарок.
«СберМаркет» тем временем фиксирует, что к Новому году продажи отечественного шампанского в Иркутске выросли в 10 раз. Самый популярный отечественный бренд игристого вина — «Абрау-Дюрсо». За ним следуют Chateau Tamagne и «Золотая Балка». Четвертое место делят «Балаклава» и «Советское шампанское», а закрывает рейтинг Aristov.
Вместе с тем в каталогах гипермаркетов можно найти итальянские Asti, Prosecco, Lambrusco, а также игристые из Германии, Грузии, Австрии, Испании, Франции.
В «Абсолюте» также не отмечают недостатка в линейке игристых вин. На полках магазина представлены как российские, так и зарубежные бренды. Помимо традиционных производителей, тут можно найти алкоголь из Чили, например.
В «Бристоле» тоже представлены и российские, и итальянские, и испанские, и французские вина. Причем, как и в «Абсолюте», на многие из них действуют скидки.
— Не беспокойтесь, на этот год выбор привычного алкоголя остается широким, — рассказали в одном из магазинов сети. — Товарные запасы у нас еще есть.
А что с крепким алкоголем?
А вот в сегменте алкоголя покрепче ритейлеры дефицит импортных брендов наблюдают.
Раньше основную долю этого сегмента действительно занимали шотландские виски и американские бурбоны. Но и здесь производители нашли выход и начали продавать спирты для розлива в других странах.
— Сейчас появилось много виски, разлитых во Франции, Испании и других европейских странах. Много появилось российских брендов, разлитых на российских заводах из шотландских дистиллятов. Например, коломенский винно-коньячный завод начал розлив нескольких брендов виски, разлитых из дистиллятов, произведенных компанией Campbell Mayer & Co Ltd. По данным компании Nielsen, за 2022 год появилось 36 новых брендов виски, и это количество постоянно увеличивается, — комментируют в «Слате».
Подобная ситуация наблюдается и по текиле: появилось множество позиций, разлитых в европейских странах из спиртов, произведенных в Мексике. При этом ритейлеры отмечают, что растут продажи российских брендов виски и ромов, появляются ликеры. Кроме того, рынок практически полностью перешел на российские джины — они показывают рост последние несколько лет.
В «Слате» на замену ушедшим брендам пришли виски Moonshine Runners, Old John, Gelston's, Highland Chief, бурбон Carus Unum, ром La Mariba, Caney, Magua, Old Monk, Barcelo, Mama Jama.
В «Абсолюте» всё еще можно найти ирландский Jameson, шотландский William Lawson's и американские Jim Beam, Maker’s Mark. Но кроме них широко представлена и отечественная линейка крепких напитков — виски Grace, James Barly, Old Salt и другие. Также на выбор есть ирландские, испанские, британские напитки. Такое же разнообразие брендов представлено в «Ленте», «Аллее», METRO.
Какие цены?
Итак, выбор алкоголя в иркутских магазинах остается широким. Но как пертурбации этого года сказались на его стоимости? В «Слате» отмечают, что цены на позиции российского производства остались практически без изменений.
А вот импорт — подорожал. В особенности подскочили цены на бренды, которые ушли из России, но всё равно поставляются — только теперь через более сложные логистические цепочки. Средний рост составил 30–40%.
Цены на игристое вино в Иркутске сейчас варьируются от 200 до 2 тысяч рублей, а можно найти и совсем премиальную стоимость в районе 41 тысячи рублей за бутылку 0,75 литра. Классическое «Советское шампанское» стоит около 250 рублей, Santo Stefano — около 300 рублей, Aristov, «Золотая Балка», «Абрау-Дюрсо», Chateau Tamagne — от 400 рублей, «Балаклава» — около 600 рублей.
Lambrusco можно купить по цене от 450–500 рублей, Prosecco — от 800 рублей, стоимость Asti — около 900 рублей без скидок и акций.
В сегменте крепкого алкоголя цены варьируются от 350 рублей за пол-литра российского виски до 50 тысяч рублей за шотландский. Ром стоит от 550 до 6,7 тысячи рублей, джин — от 400 до 3,5 тысячи рублей, текила — от 1,6 тысячи до 3,2 тысячи рублей.
«Рынок подстроится»
В целом ритейлеры смотрят в будущее оптимистично и уверяют, что ушедшие бренды либо будут поставляться по параллельному импорту, либо свободные ниши заменят другие производители, в том числе отечественные.
Фактические это уже происходит: так, например, на смену итальянского «Апероля» пришло несколько российских позиций, похожих по качеству, а вместо немецкого «Егермайстера» уже появилось как минимум десяток ликеров на травах, близких по вкусовым качествам к оригиналу.
— Рынок постоянно подстраивается под современные реалии, поэтому не стоит строить пессимистические прогнозы. Без привычных напитков покупатели не останутся, появятся новые бренды, — отметили в «Слате».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.