IRCITY
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Иркутске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

717мм 54%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Образование истории Почти 400 лет стажа на всех. Интервью с иркутянкой, в семье которой из поколения в поколение становятся педагогами

Почти 400 лет стажа на всех. Интервью с иркутянкой, в семье которой из поколения в поколение становятся педагогами

Первый преподаватель из династии был и врагом народа, и героем

Елена Викторовна Савченко, в девичестве Шерстеникина, — потомственный педагог и методист информационно-методического центра развития образования

Школьные учителя, преподаватели вузов, учителя учителей — и всё это в одной семье. Их общий учительский стаж достигает почти 400 лет, а первый педагог в династии успел побывать и врагом народа, и героем. Потомственный преподаватель из Иркутска Елена Савченко рассказала корреспонденту «ИрСити» о корнях и профессии.

Первые Шерстеникины

— В нашей семье, — начинает Елена Викторовна, — так получилось, что есть три ветви: педагоги, врачи и финансисты-экономисты. И все в своих направлениях из поколения в поколение состоялись. Более того, и врачи, и экономисты тоже преподавали и преподают.

Так было и с «родоначальником» династии — Александром Семеновичем Шерстеникиным. Он был родом из Тамбовской области. Там и по сей день очень много Шерстеникиных, в отличие от Иркутска, где однофамильцев у семьи нет.

Александр Семенович Шерстеникин — «зачинатель» династии врачей и педагогов

Александр Семенович учился в иркутском медуниверситете, а потом, будучи хирургом, преподавал там же патанатомию. Его имя увековечено на стеле университета в честь тех, кто внес особый вклад в историю вуза.

— Я думала, что у нас династию начала моя бабушка, Наталия Исидоровна Шерстеникина. Но начала собирать всю информацию о семье и вот только что сама узнала, что Александр Семенович преподавал, — Елена Савченко показывает фотографии, на которых ее дедушка окружен студентами.

В живых она, будучи младшей внучкой Александра Семеновича, дедушку не застала. Сказалась его непростая судьба: репрессии необратимо подорвали его здоровье. Он умер в 57 лет: в новогоднюю ночь на дежурстве.

В архивах семьи — десятки фотографий

— Дедушку арестовали на основании сфабрикованного доноса. Его страшно били и гнали до самой Воркуты. Уже когда Александр Семенович находился там, заболела супруга начальника всех воркутинских лагерей. Чтобы ее вылечить, призвали всех медиков. Дедушке удалось поставить ее на ноги, после этого его назначили возглавлять тюремный здравпункт, — рассказывает Елена Викторовна.

Перед войной Александра Семеновича реабилитировали. Когда она началась, ему было 37 лет. Александр Семенович сам возглавил санитарный поезд и проехал на нем всю войну, оперируя раненых. Причем, как вспоминают родные, он был хирургом широкого профиля и операции делал самые разные. В Советско-японской войне, в боях за город Хайлар круглосуточно, не отходя от операционного стола, спасал солдат. Через него прошли 400 раненых. За это хирург и получил госнаграду.

— Это всё описано на сайте «Подвиг народа», а они сами не рассказывали ничего. Мы про этот его путь не знали. Мамин папа тоже прошел геройски войну, но очень мало об этом говорил, — говорит Елена Савченко.

Елена Савченко отмечает, что сейчас плотно занялась историей семьи

На протяжении этого сложного жизненного пути рядом с Александром Семеновичем была его супруга Наталия Исидоровна. Ее семья была родом из-под Оренбурга, в Сибири оказалась из-за столыпинской реформы — родители Наталии Исидоровны перегоняли скот для царской армии из Монголии.

И все дети из этой семьи получили высшее образование. Наталия Исидоровна стала биологом — причем на биолого-почвенный факультет она поступила уже в возрасте 28–29 лет. Потом преподавала биологию в медуниверситете и ассистировала Александру Семеновичу как медсестра.

— Бабушку я помню. Про нее никогда нельзя было сказать: «бабка», «старуха». С ней сильно не забалуешь, была сдержанной и строгой. Все соседи говорили, что, когда она выходила, сразу хотелось спину выровнять, прокашляться. А еще она вкусно очень стряпала, — рассказывает Елена Савченко. — Она 1902 года рождения, а умерла в год смерти Брежнева. Помню, что всё это было драматично. Мы тогда дежурили с траурными лентами, плакали, переживали. Я в дневнике написала: «Умер Брежнев», а через некоторое время: «Умерла моя бабушка».

Уроки французского

У Александра Семеновича и Наталии Исидоровны родились трое детей — дочь Инесса, сыновья Валерий и Виктор. Инесса Александровна впоследствии стала известным гинекологом-эндокринологом в Братске, Виктор Александрович имел экономическое образование и стал партработником, а Валерий Александрович был проректором ИГУ в годы, когда руководил вузом Федор Шмидт.

Жизнь у семьи после репрессий и в военное время была тяжелой. Несмотря на это, детей воспитали в мире, дружбе и любви — Наталия Исидоровна, будучи человеком стойким, как мать смогла создать для этого все условия. И родители, и дети очень заботились и друг о друге, и об окружающих: на их помощь мог рассчитывать любой. Альтруизм, дружелюбие и доброжелательность стали стержнем для всей семьи.

Слева — Валерий Александрович Шерстеникин, проректор ИГУ, старший сын Александра и Наталии Шерстеникиных

Валерий Александрович хотел, как и отец, стать хирургом, но Александр Семенович тому воспрепятствовал: профессия эта тяжелая, своему сыну он такой судьбы не хотел. Но дочь Валерия Александровича и внучка хирурга Александра Семеновича Шерстеникина Наталия пошла по стопам своего известного деда и все-таки стала врачом.

Елена Савченко вспоминает: у дяди было отменное чувство юмора.

— Помню, была у них в гостях. Такая образцовая профессорская семья. Моя двоюродная сестра Наташа играет «К Элизе» Бетховена. Сыграла и говорит: Это Бетховен посвятил своей няне». Все такие пафосные сидят, а дядя Лёра подбегает и говорит: «А это няня посвятила Бетховену» и играет «Девять граммов в сердце, постой, не зови», — рассказывает она.

Валерий Александрович был женат на Валентине Александровне Шерстеникиной — известном в регионе и не только преподавателе французского языка. Она 40 лет учила французскому детей в школе, а параллельно вела методику и лингводидактику в педагогическом институте иностранных языков имени Хо Ши Мина, который впоследствии стал Иркутским государственным лингвистическим университетом.

Валентина Александровна Шерстиникина

В университете Валентина Александровна работала в течение 60 лет, была профессором, единственным преподавателем за всё время существования университета, кто имел звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Ее методическими разработками учителя пользуются до сих пор.

«Красотка была, прямо французская женщина», — отмечает Елена Савченко.

Старшее поколение Шерстеникиных

Валерий Александрович и Валентина Александровна познакомили младшего Шерстеникина — Виктора — с будущей супругой. Галина Сергеевна была студенткой Валентины Александровны.

— Мама окончила иняз и пошла на кафедру в мединститут работать: преподавала иностранный язык и начала писать научную работу. В Иркутске у меня родилась сестра Татьяна. А потом они втроем по путевке поехали на строительство Братской ГЭС. В Братске уже родилась я, — рассказывает Елена Викторовна.

Галина Сергеевна Шерстеникина — тоже известная в педагогических кругах личность. Правда, в Братске. Там она прошла путь от учителя до директора школы № 21. Как говорит Елена Савченко, только уже с высоты собственного опыта она понимает, каким ее мама была инноватором и менеджером от образования в нелегкие 1980-е годы.

Елена Викторовна показывает альбом, посвященный жизненному пути ее мамы, Галины Сергеевны Шерстеникиной

— Это и центр психологической помощи, который потом стал отдельным подразделением, и педагогические классы, с помощью которых она укомплектовывала свои кадры, — говорит она. — При этом, даже когда работала директором, вела уроки французского.

Галина Сергеевна росла под Новосибирском, в деревне, где ее воспитывала бабушка: мама у девочки рано умерла. Какое-то время Галина даже провела в детском доме. И, как рассказывает Елена Викторовна, мама всегда хотела быть учителем. Девушка приехала в Иркутск и поступила в институт иностранных языков в Иркутске.

— Она год стажировалась во Франции, работала там в школе, потом долго переписывалась со своими французскими учениками. Я выросла в атмосфере истории Франции. Маленькой я любила рассматривать большую книгу об истории Парижской коммуны, особенно мне нравились шаржи, которые в ней были, — вспоминает Елена Савченко.

В семье Шерстеникиных — три поколенческо-профессиональные ветки: педагоги, врачи и экономисты

Сейчас Галине Сергеевне 84 года. Она, говорит Елена Викторовна, всегда была верна своей профессии.

— У меня мама работала завучем еще в те времена, когда не было компьютеров. Я помню, как она у нас дома вместе со своей подругой, учительницей математики, составляла расписание на миллиметровке — чертили, склеивали, — говорит Елена Викторовна.

«Я всегда играла в школу»

Третье поколение семьи Шерстеникиных тоже так или иначе отметилось в педагогической деятельности. Сын Инессы Александровны и двоюродный брат Елены Савченко Александр Сюртуков стал учителем английского языка в Братске. И в жены себе тоже выбрал педагога: Людмила Евгеньевна была учителем начальных классов, отличником народного просвещения.

— Я только уже когда стала взрослой, поняла степень ее профессионализма. И еще она очень красиво писала, — говорит Елена Викторовна.

Инесса Александровна Сюртукова, известный в Братске врач, дочь Александра и Наталии Шерстеникиных

Сама Лена росла, играя в школу, и то, что она тоже пойдет в учительство, было как будто само собой разумеющимся. А вот сестра Татьяна стала представителем другой ветви семьи — экономической. И, кстати, учились они не под крылом матери — школу выбрали ту, что рядом с домом, а не ту, где мама работала директором.

— Мои родители никогда не ходили к нам на собрания. Им было некогда: у мамы своя школа, у папы — партийная работа. Однажды папа зашел к нам в школу и удивился, поскольку фотографии обеих дочерей висели на доске почета. А еще к нему учительница по химии подбежала и журнал показывает, а там у меня одни пятерки. Папа потом спрашивает: «Лена, а ты что, правда, так хорошо химию знаешь? А почему у тебя в одной графе не по одной, а по две пятерке?» — смеясь, рассказывает Елена Викторовна.

Мама Елены Викторовны — Галина Сергеевна Шерстеникина

В семье Шерстеникиных, шутя продолжает она, только ленивый не окончил институт иностранных языков. Она тоже собиралась туда поступать, но в итоге на выбор дочери повлияла Галина Сергеевна. Она считала, что учителя начальных классов — одни из самых главных людей, которые формируют личность ребенка.

Кого учить сложнее?

Начало педагогической карьеры Елены Савченко выпало на тот период, когда учителям не платили зарплату, под запрет попали книги Гайдара и «букварь с Ильичом». Это был 1988 год, излет Советского Союза. К тому же работать Елена Викторовна пришла всё в ту же школу № 21 Братска, где директором была ее мама. Правда, поначалу никто этого не знал: были разные фамилии.

Работать, признаёт она, было сложно, поскольку мама, естественно, пристально наблюдала за процессом и в стенах школы, и дома. Но на свои открытые уроки Елена Викторовна директора не пускала. Только потом руководитель школы (и мама) слышала восторженные отзывы о молодой учительнице. А то, что они друг другу родные люди, в школе узнали случайно.

Виктор и Галина Шерстеникины с дочерями Татьяной и Еленой

— Узнали сначала мои дети. Меня не было в кабинете, когда она зашла. Мама всегда любила цветы, особенно фиалки. Увидела у меня сорт, которого у неё не было. Я захожу, а она у него и отрывает лист. Я вскрикнула: «Мама!» Так всё и вскрылось, — рассказывает Елена Викторовна.

Работа в начальных классах, говорит она, — это особая история. И очень хорошая специализация. Опробовала ее Елена Савченко на разных детях, в том числе и на ребятах с особенностями здоровья.

— Я этих детей подхватила — взамен учителя, который уехал и не вернулся. А я тогда уже работала в центре психологической помощи. Подхватила, а бросить не смогла и выпустила их. Это был сложный класс. В параллели шли дети, которые учились по системе Занкова. В средней школе их дали хорошему учителю, и туда же отправили двоих ребят из моего класса — самых подготовленных. Мне потом их классный руководитель сказала, что мои дети как глоток свежего воздуха, — делится Елена Викторовна.

Людмила Евгеньевна Сюртукова с внучкой. Надпись на доске сделана также рукой педагога

В Братске она проработала почти до конца 90-х годов, потом с мужем переехала в Иркутск, здесь уже родила дочку Алину. А спустя время Елену Савченко пригласили в иркутский информационно-методический центр образования — учить учителей. А это делать гораздо сложнее, говорит она. Но поскольку Елена Викторовна всю школьную «кухню» знает со всех сторон, то и в этой нише нашла свое призвание.

— Было время, когда количество часов по курсам, которые я веду, достигало 100. И на каждую аудиторию я одну и ту же тему читаю по-разному, привожу разные примеры, — говорит она.

«От учительской профессии всегда будет отдача»

Дочь Елены Викторовны Алина тоже выбрала учительскую стезю. Ребенком она играла с доской и указкой, выросла и пошла учиться в пединститут ИГУ на гуманитарно-эстетический факультуте. В школе девушка оказалась уже на третьем курсе. И не просто учителем, а сразу классным руководителем.

— Я ей как-то купила юбку на свой учительский вкус. А потом как-то она приходит и говорит: «Доставай эту юбку, где эти туфли?! У меня сейчас родительское собрание». Собралась и пошла, а у меня был такая тревога. Я с балкона смотрю ей вслед и думаю: она пошла проводить родительское собрание, вчерашняя школьница. Как она его проведет? — говорит Елена Савченко.

Алина Вадимовна окончила университет в 2023 году. В конце прошлого года она сменила фамилию Савченко на Шерстеникину — и получила диплом на фамилию своего прадеда.

Алина Вадимовна Шерстеникина — самый молодой педагог династии

Елена Викторовна говорит: сейчас детей учить гораздо сложнее, чем раньше. Слишком велика стала доля участия в процессе родителей. Но Алина Вадимовна справляется: «Видно, что это ее призвание, ей очень нравится».

Педагогическую династию продолжают и другие младшие потомки Шерстеникиных. По этому пути пошли племянницы Елены Савченко и три внучки Валерия Александровича. Анна Шерстеникина — преподаватель экономических и правовых дисциплин в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Анна Александровна Шерстеникина

Анастасия Кошмелева окончила Иркутский государственный лингвистический университет с красным дипломом, осталась на кафедре и преподавала методику обучения иностранным языкам в ИГЛУ вместе со своей знаменитой бабушкой, Валентиной Александровной Шерстеникиной.

На праздновании 60-летия ИГЛУ. В центре — Анастасия Кошмелева, справа — Валентина Александровна Шерстеникина. Слева — еще один методист ИГЛУ Наталья Ивановна Торунова

Екатерина Закузенная стала выпускницей биолого-почвенного факультета ИГУ, как и ее прабабушка Наталия Исидоровна Шерстеникина. Екатерина получила профессию психофизиолога и работает с детьми, в том числе со сложными. И воспитывает своих троих детей. Ее 14-летняя дочь Мария тоже мечтает стать педагогом.

Екатерина Закузенная
Будущий педагог семьи — Мария Александровна

А дочь сестры Татьяны, племянница Елены Викторовны Евгения Матвиенко, долгое время преподавала оценочные дисциплины в Байкальском госуниверситете, а теперь — в отделе дополнительного образования в Иркутском институте ВГУЮ.

Евгения Владимировна Матвиенко

— Наша учительская профессия — хорошая. Как бы сложно ни было, всегда будет отдача, — говорит Елена Савченко.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Тelegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем