Прослушивание песен во время поездок, прогулок или дома – знакомо всем, но каждому когда-нибудь хотелось побывать на концерте, чтобы услышать и увидеть исполнение любимых артистов вживую. Зарубежные группы не так часто посещают нашу страну, а если и заходят на огонек, то на 1-2 выступления. А что делать, если музыкант или группа отошли от дел? Один из возможных вариантов будущего – голограммы артистов, которые уже сейчас дают концерты.
Первым крупным выступлением голограмм прошло на премии «Грэмми» в 2006 году. Участники виртуальной группы Gorillaz перешли из своих клипов на сцену с помощью графических двойников. А когда пришел черед культовой песни «Fell Good», то рядом с ними возникла Мадонна со своим хитом «Hung Up». Конечно, тоже в образе голограммы. Выступление получилось необычным и красивым, но тоже не без недостатков: многие жаловались, что из-за громкого звука проекции артистов начинали дрожать, поэтому его пришлось приглушить.
2009 год ознаменовался экстравагантным решением небезызвестных немцев из Tokio Hotel. Группа решила не обременять себя гастролями и объявили о туре «Holographic Tour 2009». Он состоял из 13 концертов 4D-голограмм рокеров. Интересно, что семь из них одновременно прошли в разных странах.
Через два года группа Black Eyed Peas, известные своими лазерными шоу, дали целый голографический концерт на церемонии NRJ Music Awards. Помимо реальных Will. I.Am и Apl.De.Ap на сцену вышли голограммы Taboo и Fergie. Использовалась система Eyeliner, которая отличается реалистичностью виртуальных движений артистов и не требует большого числа проекторов в зале. Поэтому фирменные движения Fergie практически не отличились от оригинала.
Самым известным выступлением проекции на сцене является появление легенды рэпа Тупака Шакура в 2012 году. Это событие сделало известным фестиваль Coachella. 2Pac скончался в 1996 году, поэтому его графическое воплощение стало настоящим шоком для поклонников рэпа. Вместе с Dr. Dre и Snoop Dogg голографический рэпер зачитал два известных трека: «Hail Mary» и «2 Americaz Most Wanted». Все это стоило около полумиллиона долларов.
За основу не брали старые записи выступлений покойной легенды, а присутствовала настоящая компьютерная анимация. За модель отвечала компания Digital Domain, известные в Голливуде по масштабной работе в фильме «Удивительная история Бенджамина Баттона». Тогда им приходилось оцифровывать Брэда Питта: его герой из старика превращался в младенца. Можно догадываться, что при создании виртуального Тупака Шакура использовалась технология «motion capture». На актера надевают специальные приспособления, а он уже воспроизводит движения, затем появляется голографическая оболочка.
А вот что происходит на сцене – практически прозрачная пленка, отражающая яркий свет, натягивается на специальную конструкцию, которую снизу подсвечивает мощный проектор. С него и дается видеоизображение.
Только после виртуального «воскрешения» Тупака заговорили о полномасштабном возвращении известных музыкантов. Многие с восторгом восприняли эту идею – двойники Джими Хендрикса и Джима Моррисона отправились в разработку. Но, к примеру, барабанщик Роджер Тейлор из группы Queen категорично заявил журналу «Rolling Stones» о том, что не будет рад виртуальному Фредди Меркьюри, ведь тот навсегда остался для него хорошим другом.
Наша страна не осталась в стороне, и в том же году в Санкт-Петербург вернулся Виктор Цой. Голограмма культового рок-музыканта исполнила песню «Группа крови» на площади Искусств. Все это было приурочено к 50-летию артиста.
В 2014 году отметились японцы – они не только регулярно дают проекциям полноценные концерты, но и устраивают дуэли между реальным музыкантом и его прототипом. Это удивительное зрелище предстало на фестивале SXSW Festival, когда Йошики Хаяши взялся за фортепиано. Напротив него уже за другим инструментом сидел двойник. На первый взгляд, разницу сложно определить, но реальный Хаяши играл более экспрессивно. Живые выступления как раз и отличает доля человеческой импровизации, за это их и любят.
Последнее известное появление голограммы артиста произошло на церемонии Billboard Music Awards в мае этого года, когда на сцене неожиданно возник король поп-музыки Майкл Джексон. Эта идея была реализована в рамках выпуска второго посмертного альбома Джексона под названием Xscape. Голографический двойник короля исполнил песню «Slave To The Rhythm» с нового альбома, которую настоящий Майкл так и не смог никогда спеть. Конечно, «фирменное» скольжение и лунная походка не остались без внимания виртуальным Джексоном и были исполнены безукоризненно.
Трудно сказать, может ли сложиться такая ситуация, что в будущем арены мира захватят голографические клоны музыкантов. Меньше затрат на переезды, организацию и установку оборудования. С одной стороны, подобные шоу помогают почувствовать атмосферу тех самых «олдскульных» выступлений, а с другой – пропадает оригинальность и новизна концертов. Ведь даже воспроизведение на мониторе видеозаписи любимого концерта к третьему разу может надоесть. Но, как всегда, все зависит от доходов – из-за пиратсва выпускать альбомы стало совсем неприбыльно, поэтому группы зарабатывают только при помощи концертов. Как отметил вокалист KATAKLYSM Маурицио Лаконо: «Создавать и продвигать сегодня команду − это самоубийственная затея. Если музыке будет отведена роль хобби, если бизнес-составляющая испарится, гастроли закончатся. И качественные релизы тоже. Впереди мрачные времена. Хотя… на сцену уже потиху выходят голограммы! Настоящие музыканты больше не нужны…»