Есть фильмы, провалов которых ничто не предвещает по той простой причине, что это кажется чем-то немыслимым. Ну в самом деле – провалить экранизацию комикса! Это при том, что в Голливуде, судя по всему, на каждой студии лежит книжечка с готовыми рецептами съёмок всего на свете, от боевика до мелодрамы, и на обложке этой книжечки наверняка большими буквами написано – «Не умничай!». То есть нет, конечно, можешь и поупражняться, но только помни, что Нолан в этом деле уже был и зашёл в тупик, а потому надлежит двигаться строго в фарватере Уидона, а то и чего полегче.
Мы уже никогда не узнаем точно, хотел ли Джош Транк сделать по-настоящему оригинальное кино из комикса по «Фантастической четвёрке», но ему помешали проклятые продюсеры – или же он изначально снял нечто маловнятное, предоставив другим расплачиваться за его ошибки. Но факт остаётся фактом: даже в том виде, в котором этот фильм добрался до экранов, он демонстрирует очень большой и абсолютно не работающий потенциал. Именно это самое кошмарное в новой «Фантастической Четвёрке»: через куцые образы героев, через ошмётки сценарного безобразия и невыразительности проглядывает совсем другое кино. И кино это как минимум научно-фантастический хоррор, где тема становления супергеройской команды находится где-то далеко на заднем плане. На переднем же фронте – идея ответственности, предел знания и до кучи ещё экологические проблемы.
Выдержи «Фантастическая Четвёрка» эту линию до конца – и ещё неизвестно, как бы её сейчас принимали. Может, какая-то часть фанатов, ныне кроющая создателей на чём свет стоит, оказалась бы довольна интерпретацией. Может, критики не закидали бы картину тухлыми помидорами. Может, мы, как в добрые старые времена, получили бы серьезный подарок в несерьёзной упаковке. Но увы – ничего этого не случилось, и причин, как уже говорилось выше, мы никогда уже точно не узнаем. Остаётся только гадать по кофейной гуще и финальному монтажу, который честно пытался скроить из фильма ужасов супергеройский фильм как раз по той самой книжечке. Вот тут, мол, мы такие сложные, а вот тут такие заплаканные, а вот тут финальный мордобой.
Ладно, если бы это выглядело жалко – в кинематографе простителен любой наив и повторение пройденного при наличии драйва. Но драйвом в «Фантастической Четвёрке» даже не пахнет. Это невыносимо скучное кино, хуже которого, кажется, в числе коллег по цеху был только «Человек из стали». Сверив свои ощущения с хронометражем фильма, можно только поражаться суперспособности создателей растягивать в сознании зрителей полтора часа в три.
Компенсировать же эту скучищу просто нечем: в «Фантастической Четвёрке» нет ни красивых съёмок, ни зрелищного экшена, ни отношений между героями. Самое выразительное, что может предложить нам это кино – забота Рона Ричардса о Бене Гримме, которые друг друга знают с детства, но и здесь все невнятно, почти бессмысленно, оборвано. Актерское мастерство и обаяние Джейми Белла закатано в треснувший асфальт, Тоби Кебелла – в оболочку из непонятного органического материала. А что касается Майлза Теллера, то на некоторых моментах просто невозможно не слышать вопль старого учителя из «Одержимости» и более того — не пытаться к нему присоединиться: «Парень, и вот на это ты променял барабаны?!»