В далекие нулевые иркутянка Нина Кравиц перебралась в Москву. Здесь она жила двойной жизнью: днем училась на врача, ночью изучала музыкальную тусовку. Наверняка, она стала бы крутым стоматологом в какой-нибудь модной московской клинике, но история не знает сослагательного наклонения, и проявившаяся еще в детстве любовь к музыке пересилила всё. Сейчас Нина Кравиц — топовый диджей, который летает по всему миру и качает на полную катушку. Она одна из немногих, кому позволили играть на Эйфелевой башне и Великой Китайской стене. Рассказываем удивительную историю потрясающей сибирячки.
«В детстве я была одиночкой»
Нина родилась в Иркутске в 1980-е году. О своих родителях она рассказывала не так уж и много. Известно, что мама у нее кандидат наук, преподавала английский в университете, а папа — настоящий меломан. Он-то и привил своей дочери любовь к самой разной музыке. «По-моему, музыка у меня в ДНК», — шутила как-то Кравиц.
По-моему, сибиряки, может, из-за климата или еще чего не позволяют вешать себе лапшу на уши, они открыто говорят, что у них на уме. У нас большой запас надежды и терпения, и когда все заканчивается, сибиряк раскрывается во всей красе.
В школе у девочки практически не было подруг, который бы разделили ее страсть к музыке, а к какой-то группе она примкнуть не могла. Она даже рассказывала, что порой приходилось драться с другими подростками и терпеть от них нападки. Поэтому большую часть времени девочка проводила в одиночестве, бесконечно слушая музыку. Даже ночью она не могла уснуть.
Родители отправлялись спать, а сама она уходила в свою комнату, включала радио и «путешествовала» по волнам. В 1996 году она наткнулась на радиопрограмму «Garage» на станции 106,8, стала записывать эфиры на кассеты.
— Помню, меня совершенно вынес трек Армандо — такой мрачный волшебный эйсид-хаус. В какой-то момент эта программа приехала с туром в Иркутск делать вечеринку — и меня туда не отпустили, — рассказывала Нина в интервью «Афише».
Когда появился интернет, девушка начала изучать биографию каждого хаус-диджея Детройта и Чикаго и мечтать когда-нибудь встретиться с ними. И однажды даже попросила у родителей денег на американскую визу.
Нина замечала, что в Иркутске не было как таковой инфраструктуры, зато она работала на местном радио. На вечеринки в ночные клубы родители ее не очень пускали, а подруги не понимали смысла в том, что слушала Нина. Тогда она решила, что хочет уехать в Москву.
Двойная жизнь
Вообще Нина Кравиц по образованию врач-стоматолог. Сначала поступила в мед в Иркутске, но потом со своей первой любовью переехала в Москву, где продолжила обучение. Параллельно с учебой она начала работать в модном журнале «Птюч», с которым сотрудничала потом еще три года, вплоть до его закрытия. Но стоматологию не бросала.
— Я могла бы стать хорошим врачом, и мне нравилась профессия. Во-первых, хотелось закончить то, что начала, — я целый год почти бесплатно работала на государство в зубоврачебном кабинете в школе, чтобы мне дали ординатуру от московского правительства. У меня была очередь из старшеклассников, стремившихся попасть ко мне в кресло, — рассказывала Нина.
Я умудрялась выполнять тысячу дел: диджеила, брала интервью, занималась гастролями артистов в агентстве Caviar Lounge, а потом приходила утром в клинику. Мне нравилось вести двойную жизнь: люди на работе были абсолютно не в курсе, чем я занимаюсь вечером и ночью. А в московской тусовке никто не представлял, что днем я в белом халате лечу зубы ветеранам войн и советским космонавтам в челюстно-лицевом госпитале.
Нина признавалась, что работа ей нравилась. Но однажды она поняла, что медицину нельзя ни с чем совмещать, она требовала к себе полного внимания. После этого она бросила работу в госпитале.
«Меня назвали никем, и я разозлилась»
После этого в течение долгих 7 лет Нина накапливала знания и опыт: коллекционировала пластинки, играла музыку в кафе и ресторанах, временами даже выступала как вокалистка. Образовалась группа My Space Rocket.
В 2005-м девушка подала заявку на Red Bull Music Academy в Сиэтл, её приняли, но она не смогла поехать из-за проблем с визой. Зато в следующем году она смогла вырваться в Мельбурн, где показала треки своей группы английскому продюсеру Грегу Уилсону. Он согласился сотрудничать, но группа уже договорилась с другими звездами, и Нине не дали доработать материал, назвав ее никем.
Это оскорбило Нину настолько, что она купила синтезатор, саунд-карту и поставила на компьютер демоверсию программы Abelton. «В результате за три месяца я написала столько материала, что до сих пор его выпускаю», — рассказывала иркутянка.
Выложила свою запись на MySpace под ником Damela Ayer, что значит что-то вроде «дай мне немедленно», и стала ждать реакции. Параллельно отправила песню хозяину лейбла Underground Quality Джас-Эду. И через полгода он ответил, что без ума от трека, и предложил выпустить его. Так Нина начала выходить на международный уровень.
В 2008 году сибирячка стала резидентом клуба «Пропаганда» в Москве, где вела вечеринки. Здесь же она поделилась своими наработками с хозяином лейбла Rekids Мэттом Эдвардсом, с которым познакомилась еще в Мельбурне. Через неделю он заявил, что выпустит её треки «I'm Gonna Get You» и «Pain in the Ass». Еще один зарубежный лейбл выпустил ее хаусную пластинку «First Time EP». После этого о Нине начали говорить и писать. «Тот рывок вынес меня на волну», — вспоминала Нина.
В 2012 году она выпустила свой дебютный альбом Nina Kraviz, который получил смешанно-положительные отзывы.
Мой уникальный случай заключается в том, что я русская девочка, сочинившая несколько андеграундных хито: «I’m Gonna Get You», «Pain in the Ass», «I’m Week», «Ghetto Kraviz». Я бешеный рекорд-диггер, причем довольно симпатичный. Настоящий успех пришел с выходом альбома, который был весь на самом деле записан в московской квартире на эмоциях от любовных драм.
В 2013 году случился скандал с видео Between the Beats: Nina Kraviz — девушку в течение трех дней снимали в условиях жесткого тура. Видео вышло на канале главного интернет-СМИ про электронную музыку Resident Advisor и стало поводом для скандала. Иркутянку раскритиковали за эксплуатацию секса. Некоторым после публичной дискуссии даже пришлось извиниться перед Ниной.
А еще через год Нина основала собственный лейбл «Трип» и стала открывать новых звезд.
— Я не диджей, я артист, музыка течет в моих венах. Я против всяких диджей-школ. Артистом нельзя стать: им либо рождаются, либо нет. Можно приобрести навыки, усовершенствовать их, но если в человеке нет того необъяснимого, таланта или чутья, то этому не научишь, — рассказывала Нина в одном из интервью.
Королева техно
В 2017 году Нина Кравиц назвали диджеем №1 в мире по версии британского издания Mixmag. Затем в ее жизни случился сет на Великой Китайской стене и на Эйфелевой башне.
— Умения и навыки, необходимые для профессиональной подготовки врача, позволяют мне реализоваться творчески: например, писать новую музыку, несмотря на плотный гастрольный график. Творчество не развлечение, это напряженный труд, — вспоминала Нина Кравиц.
В 2018 году она представила свой перфоманс на фестивале музыки и искусств Коачелла. В своем выступлении Нина пыталась воссоздать свою квартиру, в которой живет не просто человек, а творец, передать через музыку и вокал эмоции и чувства.
То выступление вошло в золотой фонд фестиваля.
Кроме того, Нина успела поучаствовать в написании музыки для игры Cyberpunk 2077, а также озвучила в самой игре своё камео в русской и английской версиях. А еще создала саунд-дизайн для мобильной игры Omni.
В 2022 году стало известно, что музыкальный лейбл Clone Records расторг контракт с Ниной Кравиц и компанией Trip Recordings из‑за ее «молчания в отношении России». После этого сразу три крупных музыкальных фестиваля исключили талантливую сибирячку из состава исполнителей.
Нина объяснила свое молчание по поводу спецоперации. Она призналась, что «как человек, музыкант и артист глубоко тронута тем, что происходит в мире». «Это ужасно, во что превратились отношения моей страны с Украиной. Я против всех форм насилия. Я молюсь о мире. Мне больно видеть, как гибнут невинные люди», — отметила диджей.
Она заявила, что никогда не была вовлечена в политику, а публичные высказывания только могут «увеличить градус всепоглощающей ненависти».
— Я всегда считала, что миссия музыки и музыкантов, электронной музыки, техно- и хаус-сцены — объединять совершенно разных людей, стирая границы и шаблоны, а не разделять их. Когда люди рождаются, они не выбирают ни родителей, ни страну рождения, — написала Нина в своих соцсетях.
Байкал
Нина не стесняется рассказывать в своих интервью о том, что она родом из далекого русского города Иркутска. Здесь живут ее родители, которые поддерживают ее во всем.
А еще здесь есть Байкал, куда девушка старается приезжать каждый год.
— Я объездила весь мир, была реально везде, кроме мест, где не на чем играть музыку. Но всегда тянет туда, где природа напоминает мою родную. Например, рядом с Сан-Франциско есть завораживающие пейзажи, и в Латинской Америке мне хорошо. Горы, озера… Марсианские ландшафты все эти. Я только сейчас поняла, что Байкал заряжает каким-то характером определенным и меня тянет туда возвращаться, — объясняла свою любовь к Байкалу Нина.
Нина Кравиц не афиширует свою личную жизнь. Известно, что в молодости она вышла замуж за режиссера и продюсера Сергея Члиянца, который был старше на 20 лет. Муж старался поддерживать увлечение Нины, даже оборудовал студию и ввел в московскую тусовку, но брак все равно распался. После развода имя сибирячки связывали со знаменитым немецким диджеем и музыкальным продюсером Беном Клоком.
Для статьи использовались интервью, которые вышли в таких издания, как «Афиша Daily», «Собака», «Символ», «The Blueprint», RBMA.