Город «Город изнутри»: Экспертно-криминалистический центр МВД

«Город изнутри»: Экспертно-криминалистический центр МВД

«По разным причинам труп невозможно опознать. В таком случае нам направляют череп. Мы определяем пол: женские черепа – более милые, маленькие, а мужские – более грубые, у них много шероховатостей, сильнее выпирают кости. Определяем расу, возраст...

Источник:

Служба у полицейских, как известно, и опасна, и трудна. Правда, у всех по-разному. Например, эксперты-криминалисты. Нам часто показывают их в телевизионных сериалах, где они с лёгкостью проводят экспертизы, вынося свои вердикты. Какова работа экспертов на самом деле, правду ли говорят телеканалы? Журналисты портала «ИрСити» посетили экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) главного управления МВД России по Иркутской области и узнали, как работают те, чья служба на первый взгляд не видна.

1 из 3
Источник:

ЭКЦ находится в предместье Рабочем в здании бывшего детского сада: на его фасаде до сих пор остались цветные рисунки - мишки, котики, слоники. На проходной всё серьёзно - вход строго по пропускам.

Нас встретил заместитель начальника экспертного центра Владимир Копылов, который, по его же словам, курирует «нетрадиционную криминалистику». Оказывается, традиционная экспертиза – это дактилоскопия (работа с отпечатками пальцев), экспертиза оружия, почерковедческая, портретная экспертизы, а автотехническая, пожаротехническая, биологоческая, медико-криминалистическая — это всё специальные исследования. Каждый эксперт центра раз в 5 лет должен подтвердить квалификацию на самостоятельное проведение специальных и криминалистических видов экспертиз.

Наша экскурсия по ЭКЦ начинается со знакомства с растровым электронным микроскопом. В экспертных подразделениях на территории России их всего 10, иркутскому центру он был выделен за «инициативность, организованность, умение в короткие сроки осваивать работу сложного аналитического оборудования». Под прибор, совершенно непохожий на привычный школьный микроскоп, отведено отдельное помещение. С его помощью можно однозначно определить, причастен ли человек к выстрелу, произведённому из огнестрельного оружия, горела ли лампочка в автомобиле во время аварии и т. д. Микроскоп позволяет работать с увеличением в 200 раз.

1 из 2
Источник:

«Ситуация, например, такая: человека задержали, но он не сознаётся, что стрелял. Мы берём смывы с рук, одежды и исследуем их. Помещаем на специальные столики для микроскопа, помещаем в прибор. Мы настраиваем параметры, микроскоп начинает сканировать, а после даёт нам результаты. Если он обнаружил частицу, он её запоминает: локацию, спектр. Мы можем посмотреть это место, сделать фотографию. Это основная из задач, для которой он используется», — рассказывает Александр, работающий в этой почти космической лаборатории.

Раньше, говорят сотрудники центр, чувствительности приборов не хватало, было больше отрицательных экспертиз. После того, как появился электронный микроскоп, значительно выросло количество положительных результатов и, как следствие, раскрытых преступлений.

Иркутский отдел является базовым для Байкальского региона. Экспертизы тут также делают для Забайкалья, Бурятии и даже Якутии. Специалистов из этих субъектов РФ также обучают в Иркутске.

1 из 4
Источник:

Мы заходим в лабораторию для судебно-ботанической экспертизы с применением дендрохронологического метода. Здесь аккуратно, на полу разложены кучки камней и спилы деревьев. Эта экспертиза помогает раскрывать такие преступления как незаконная рубка леса.

Допустим, задержана машина, у которой нет документов на перевозимый лес. Спилы привозят в экспертно-криминалистический центр, где с них вручную нарезаются радиусы – тонкие, как стружка, полоски. Потом с помощью оптического микроскопа считается каждое годичное кольцо, данные заносятся в компьютерную программу. С её помощью можно узнать, как и где росло дерево – были ли пожары, засухи, на какой деляне его спилили. Специалисты лаборатории даже могут узнать, из какого леса построена уже готовая баня.

Кроме иркутского центра, подобные эспертизы делают только в Вологодской области и Алтайском крае. Работы у экспертов много, ведь преступлений, связанных с незаконными рубками, становится только больше.

«Много времени затрачивается на мыслительный процесс, на то, чтобы оценить совокупность проведённого исследования и принять правильное решение. Порой проходит неделя, даже больше, прежде чем эксперт делает окончательный вывод. Результаты перепроверяются по нескольку раз. Конечно, приборы сильно помогают. Если эксперт в чём-то сомневается, то даст вероятностный вывод», — говорит наш проводник по центру Людмила Рандина.

1 из 6
Источник:

Следующая экспертиза, которую нам продемонстрировали, гемологическая. С её помощью определяют, относится камень к поделочным или драгоценным. Чаще всего здесь исследуют нефрит, который в огромных количествах вывозят из Бурятии. Эксперты говорят, что большинство партий идут в Китай, где эти камни имеют особую ценность.

На первоначальном этапе исследования определить подлинность нефрита достаточно легко. Сначала камень мочат в воде — он должен изменить свою окраску, стать темнее. Затем его подсвечивают обычным фонариком: у настоящего зелёного нефрита явно проявляется оттенок. Кроме этого, изучают твёрдость и химический состав камня.

1 из 3
Источник:

В конце нашей экскурсии — медико-криминалистическая экспертиза. С её помощью можно восстановить внешность человека по черепу. Слушать эксперта Киру Маймескул, рассказывающую о своей работе, тяжело: скелетированные останки, пропавшие без вести, неопознанные, обгоревшие трупы…

«По разным причинам труп невозможно опознать. В таком случае нам направляют череп. Мы определяем пол: женские черепа – более милые, маленькие, а мужские – более грубые, у них много шероховатостей, сильнее выпирают кости. Определяем расу, возраст – по швам свода черепа и по стёртости зубов. Смотрим, какие были, может быть, переломы, искривления спинки носа, скуловой области. После этого мы расставляем в определённых местах черепа точки проекции, составляем через программу внешность человека. Дальше череп либо остаётся у нас, любо мы выдаём его на руки», — рассказывает эксперт.

Источник:
Источник:

За помощью медико-криминалистической экспертизы также обращаются следователи, занимающиеся розыском без вести пропавших: эксперты с помощью специальной программы накладывают изображения ранее исследованных черепов на фотографии разыскиваемых. Точность исследования — почти 100%, хотя и здесь бывают вероятностные решения.

Во время нашей экскурсии мы смогли увидеть только небольшую часть экспертиз, которые проводят в иркутском центре. За рамками осталось ещё много других видов исследований, не менее тяжёлых и кропотливых.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления